Цены на пиво пока решили не повышать

Покупательская способность населения падает, из-за этого регионы могут потерять часть доходов, а компенсировать их нечем. На этом фоне дополнительное регулирование цен на пивные напитки считают ненужным в Минпромторге, Минэкономразвития и ФАС. В ведомствах уверены, что инициатива российских пивоваров вряд ли поможет избавить рынок от контрафакта, зато введение реестра пивоваренных предприятий реально сможет свести на нет теневой сектор. Об этом шла речь 25 января на совещании в Совете Федерации о целесообразности введения минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво.

Цены на пиво пока решили не повышать
© Парламентская газета

Дешевле питьевой воды

Один из главных аргументов сторонников введения МРЦ — рынок сегодня перенасыщен демпинговым пивом ниже себестоимости, а каждая вторая бутылка пенного напитка продаётся по акции. При этом за бортом интересов крупных национальных сетей и транснациональных пивных компаний остаются российские пивовары, большая часть которых — это малый и средний бизнес, не имеющий доступа к программам господдержки, считает глава Союза пивоваров России Даниил Бриман.

Зато в такой неравной конкурентной борьбе хорошо себя чувствует теневой сектор пивной экономики. Справиться с ним можно как раз минимальной розничной ценой на пиво. Она будет стимулировать переход компаний из серой зоны в легальное поле, уверен глава союза.

Преимущество МРЦ, по мнению Бримана, — механизм контроля, уже проверенный на рынках водки и шампанских вин, отсутствие необходимости производителям и органам власти дополнительно тратиться на администрирование. Тем более, что пиво порой стоит в магазинах дешевле питьевой воды, отметил в поддержку инициативы член «Опоры России» Игорь Хавский. 

А бюджетный комитет против

Противников МРЦ, хотя и сдержанных, как оказалось, гораздо больше. Так, по словам сенатора Вадима Деньгина, бюджетный комитет палаты регионов не поддерживает идею из-за отсутствия механизма компенсации выпадающих доходов регионов.

Представитель Минпромторга Никита Кузнецов сообщил, что сомневается, что установление минимальной цены на пиво поставит надёжный барьер некачественной пенной продукции. Представитель Минэкономразвития Арсен Цахоев тоже не увидел связи между введением МРЦ и обещанным снижением количества контрафакта.

Сомневаются и антимонопольщики. По словам замглавы ФАС Андрея Кашеварова, в ближайшем будущем необходимости введения минимальной розничной цены нет. По его мнению, это приведёт лишь к повышению цен, что противоречит всем усилиям государства по их сдерживанию в различных сегментах. При этом нет уверенности, что повышение цены на пиво не приведёт к перераспределению спроса в пользу крепкого алкоголя.

По его мнению, гораздо более эффективным оружием в борьбе с контрафактом мог бы стать реестр предприятий производителей пива. Такой законопроект уже разработан сенаторами.

Так или иначе, но до принятия изменений в договор о Евразийском экономическом союзе, который не позволяет устанавливать минимальные цены на алкогольную продукцию крепостью ниже 28 процентов, говорить о введении МРЦ на пиво в стране пока преждевременно, подвела итог обсуждения представитель Минфина Елена Малинкина.