Энергетика Армении, Азербайджана и Грузии: Прогноз на 2022 год

Итоги 2021 г. весьма неоднозначны для энергетической отрасли на Южном Кавказе. Из-за проблем со строительством ЛЭП в Армении ожидается очередное повышение тарифов на электроэнергию, Азербайджан продолжает терять позиции на газовом рынке Турции, а грузинскому правительству предстоит международное разбирательство с российской энергетической компанией «Интер РАО». Смогут ли Ереван, Баку и Тбилиси решить накопившиеся проблемы в энергетической отрасли и какие перспективы ждут «зеленую энергетику» в Закавказье, разобрался президент Института энергетической безопасности (Армения) Ваге Давтян.

Энергетика Армении, Азербайджана и Грузии: Прогноз на 2022 год
© Евразия Эксперт

Энергетика Южного Кавказа сегодня подвержена многочисленным рискам, связанным, прежде всего, с динамично меняющейся региональной геополитической архитектурой. Переосмысление ключевых коммуникационных коридоров и инфраструктурных проектов после 44-дневной войны в Карабахе не обходит стороной также энергетическую сферу – как в плане внешних энергетических стратегий стран региона, так и их внутренней рыночной политики.

Хотя каждая из стран Южного Кавказа обладает в корне отличающимися друг от друга энергетическими системами, тем не менее, региональные, а также шире – макрорегиональные (Каспийско-Кавказский, Черноморский регионы) процессы неизбежно формируют единые для всех риски и вызовы. Связаны они в основном с проблемой разблокирования коммуникаций в регионе, с формированием как транспортных, так и энергетических (преимущественно электроэнергетических) коридоров. Исходя из наблюдаемых процессов и тенденций, попробуем дать некоторые прогнозы относительно энергетического развития каждой из стран региона в 2022 г.

Грузия

В Грузии продолжает расти потребление электроэнергии, и это, пожалуй, будет главным триггером энергетического развития республики в ближайшие годы. Высокий спрос будет создавать необходимость находить новые инфраструктурные решения, развивать генерирующие мощности, диверсифицировать внешние энергетические коммуникации.

Обратимся к некоторым цифрам. Сегодня потребление электроэнергии в Грузии составляет более 12 млрд кВт*ч в год, львиная доля из которых производится на собственных станциях, в основном – гидроэлектростанциях. Однако наряду с этим растет и импорт электроэнергии. Только за январь-ноябрь 2021 г. он составил 1,8 млрд кВт*ч. По всей вероятности, тенденция эта будет наблюдаться и в 2022 г., что связано преимущественно с нехваткой производственных мощностей в стране.

Согласно прогнозам, к 2030 г. потребление электроэнергии в Грузии достигнет 22 млрд кВт*ч. Это означает, что уже сегодня Тбилиси необходимо наращивать мощности. Однако здесь наблюдается некоторые кризисные тенденции, преодоление которых не представляется возможным в краткосрочной перспективе.

Прежде всего, речь идет о сворачивании строительных работ по возведению Намахвани ГЭС на реке Риони в Западной Грузии. В результате продолжительных акций протеста на улицах Тбилиси, Кутаиси и некоторых других грузинских городов, инвестор (турецкая компания ENKA) заявил о выходе из проекта, тем самым лишив Грузию 433 МВт мощностей (именно такой должна была быть мощность станции) и инвестиций в размере $800 млн. Главный риск, связанный с консервацией проекта, заключается в том, что стремящаяся к энергетической самодостаточности Грузия будет вынуждена в ближайшие годы пойти путем наращивания импорта. Первые признаки этого уже наблюдаются.

Сегодня ключевыми поставщиками электроэнергии в Грузию являются Россия (более 1 млрд кВт*ч), Турция (более 100 млн кВт*ч) и Азербайджан (более 500 млн кВт*ч). С большой вероятностью такой расклад сохранится и в будущем году. На фоне возрастающего дефицита Грузия неизбежно будет стремиться нарастить мощности, однако, в отличие от Намахвани ГЭС, не столь рисковые экологически и детерминированные политически. Речь, в частности, идет о вполне реальной перспективе возведения 10 гидроэлектростанций общей мощностью до 30 МВт в 2022 г.

Что касается внешних энергетических коммуникаций, то уже в следующем году, совместно с ЕС и при поддержке Всемирного банка, Тбилиси планирует начать разработку технико-экономического обоснования проведения ЛЭП по дну Черного моря с выходом на Румынию. Мощность линии составит 1000 МВт, длина – 1195 км. ЛЭП позволит Грузии и Европе воспользоваться экспортными возможностями и осуществлять импорт с учетом почасовых цен электроэнергии. К слову, для имплементации новой модели рынка весной 2022 г. в Грузии планируется запуск энергетической биржи, что позволит сделать очередной шаг на пути энергетической интеграции с ЕС.

Красной нитью сквозь весь «энергетический дискурс» Грузии в 2022 г. будет проходить судебное разбирательство грузинского правительства с российской компанией «Интер РАО» (владеет двумя грузинскими ГЭС «Храми-1» и «Храми-2», а также 75% электросетевой компании «Теласи»).

В ноябре 2021 г. Стокгольмский арбитраж обязал грузинское правительство выплатить компании $80 млн в связи с решением регулятора о пересмотре методологии расчета тарифов на электроэнергию, которая не предусматривала гарантии компенсации потерь из-за обесценения лари. Грузинское правительство решило обжаловать решение арбитража, что представляет собой достаточно долгий и сложный процесс.

Наконец, в 2022 г. в Грузии ожидается начало строительства первого в стране подземного хранилища газа (ПХГ), что позволит существенно повысить уровень энергетической безопасности. Осуществляемый при поддержке кредитного банка реконструкции Германии (KFW) проект станет системообразующим в газотранспортной отрасли Грузии.

Азербайджан

Азербайджан продолжает подсчитывать свои доходы от нефтяного «контракта века» 1994 г. С 2001 г. по 2021 г. доходы от эксплуатации группы месторождений Азери-Чераг-Гюнешли составили более $150 млрд США. В Баку прогнозируют, что эксплуатация месторождения в 2022 г. принесет порядка $5 млрд, учитывая ограничения по добыче, установленные ОПЕК+. Отметим в связи с этим, что в 2022 г. производство нефти в Азербайджане вырастет на 80 тыс. баррелей в сутки (б/с), достигнув 830 тыс. баррелей в сутки. А по итогам 2021 г. производство нефти в Азербайджане выросло на 20 тыс. баррелей в сутки, достигнув уровня 750 тыс. баррелей в сутки.

С учетом резкого спада в 2020 г. и постепенной стабилизации в текущем году показатели весьма неплохие. Однако проблема по-прежнему остается в международных нефтяных котировках, которые, хоть и находятся на высоких отметках, но достаточно турбулентны и демонстрируют сверхчувствительность к различным внешним факторам. Конечно, наблюдаемая в последние месяцы цена за баррель в $70-80 в целом выгодна Баку, учитывая, что в государственном бюджете Азербайджана цена на нефть заложена на уровне $40 за баррель. Однако, учитывая заявления азербайджанских властей об осуществлении многомиллиардных инвестиций в Карабахе, стабильный баррель рассматривается ими в качестве главного предусловия.

При этом очевидно, что понятия «нефть» и «стабильность» сегодня диаметрально противоположны. В Азербайджане прекрасно понимают это, поэтому то и дело на уровне высшего руководства страны звучат тезисы о необходимости диверсифицировать экономику, увеличив в ней долю ненефтяной составляющей.

В целом, однако, опираясь на прогнозы международных «мозговых центров» и корпораций, можно констатировать, что в 2022 г. в нефтяном секторе Азербайджана серьезных потрясений ожидать не надо: цена на нефть будет держаться выше $60.

Не все столь безоблачно в газовом секторе. Здесь Баку продолжает терять позиции на своем ключевом рынке сбыта – в Турции. После резкого роста поставок и 2018-2019 гг. Азербайджан, начиная с 2020 г., постепенно уступает позиции России на турецком рынке. За первые 9 месяцев 2021 г. «Газпром» экспортировал в Турцию 20,3 млрд куб. м. газа, что на 153% превысило показатель 2020 г. Наряду с этим поставки газа из Азербайджана в Турцию сократились на 20%. Тенденция эта будет продолжаться и в 2022 г., что связано преимущественно с синхронизацией политики Москвы и Анкары на Южном Кавказе.

Что касается европейского газового рынка, то доля азербайджанского газа здесь может в лучшем случае составить 2-2,5%, учитывая возрастающее потребление в Европе (около 400 млрд куб. м. в 2020 г.) и реальные возможности поставок газа по Трансанатолийскому и Трансадриатическому газопроводам (до 11 млрд куб. м.).

В 2022 г. продолжат осуществляться своповые поставки газа между Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном. Согласно достигнутой в ноябре 2021 г. договоренности, ежегодно из Туркменистана в Азербайджан через Иран будет отправляться от 1,5 до 2 млрд куб. м. газа, что стало очередным шагом на пути углубления энергетического диалога между прикаспийскими странами, особенно – между Ираном и Азербайджаном, отношения которых переживали глубокий кризис еще в начале осени прошедшего года. Однако его преодоление позволило странам выйти на новый уровень взаимодействия, что сегодня находит отражение как в энергетической, так и транспортной сферах.

В этой связи особенно следует подчеркнуть намерения сторон уже в 2022 г. начать синхронизацию своих электроэнергетических систем с формированием электроэнергетического коридора Иран-Азербайджан-Россия. По сути, на наших глазах происходит переформатирование регионального участка электроэнергетического коридора «Север-Юг» с вовлечением в него Азербайджана и понижением роли Армении, некогда рассматривавшейся в качестве бенефициара проекта.

Армения

Армения продолжает пребывать в состоянии поствоенного шока, что сказывается на ее основных экономических показателях, в том числе в энергетической сфере. Уже в феврале 2022 г. ожидается рост тарифов на электроэнергию в среднем на 4,7 драма ($0,01), что формирует серьезное бремя как для населения, так и для всей экономики страны. Учитывая, что последнее повышение тарифов было осуществлено в феврале 2021 г., очередной рост однозначно можно расценивать как проявление глубоких кризисных тенденций, которые будут сохраняться в ближайшие годы.

Как мы уже отмечали в нашей предыдущей публикации, повышение тарифов есть следствие провала проекта строительства 3-й ЛЭП Иран-Армения, призванной существенно увеличить экспорт электроэнергии из Армении в Иран и тем самым повысить эффективность эксплуатации одного из крупнейших в стране энергетических объектов – 5-го энергоблока Разданской ТЭС, принадлежащего ЗАО «Газпром Армения». Сегодня власти Армении заявляют о планах по завершению строительства ЛЭП к концу 2023 г., тогда как еще летом текущего года сообщали о сдаче линии в конце 2021 г.

Подобный сдвиг в сроках есть свидетельство глубоких геоэкономических трансформаций в регионе, о которых мы упомянули выше. В результате, учитывая долги, накопленные собственником по части эксплуатации 5-го энергоблока ($100 млн), правительство Армении приняло решение о выплате компании $31,7 млн ежегодно для обеспечения ее доходности на уровне 9%, согласно «газовым соглашениям» от декабря 2013 г. Ввиду ограниченного экспорта, а также низкого уровня потребления электроэнергии в стране очевидно, что подобное решение не могло не отразиться на тарифной политике. Таким образом, в 2022 г. Армения станет лидером среди стран Южного Кавказа по росту тарифов на электроэнергию, а также газ и воду.

В 2022 г. начнется и процесс либерализации электроэнергетического рынка Армении – процесс сколь перспективный, столь и опасный, учитывая текущие кризисные тенденции в армянской энергетике. Либерализация позволит сформировать конкурентную среду на рынке, откроет возможность для новых компаний, так называемых электроэнергетических трейдеров, что теоретически может способствовать понижению тарифов в будущем. С другой стороны, новая модель рынка предполагает также либерализацию внешней электроэнергетической торговли. Иными словами, те же трейдеры получат возможность импортировать на армянский рынок более дешевую электроэнергию, скажем, из Грузии.

Риск заключается в том, что Армения, будучи страной с избыточными электроэнергетическими мощностями, сама изначально нацелена на экспорт. Именно из-за проблем с экспортом сегодня страна сталкивается с проблемой перманентного роста тарифов.

Конечно, либерализация электроэнергетического рынка – это основное требование для интеграции в общий электроэнергетический рынок ЕАЭС в 2025 г. Однако сегодня мы видим, что ни в одном государстве-участнике Союза либерализация не осуществлена до конца, часто имеет формальный характер, а сами страны зачастую выступают с протекционистских позиций.

Ожидается, что в 2022 г. правительство вместе с «Росатомом» примет окончательное решение по сценарию дальнейшего развития «мирного атома» в Армении. Главный вопрос продолжает оставаться в определении мощности ядерного энергоблока. Судя по последнему заявлению главы «Росатома» Алексея Лихачева, новый блок будет построен в привязке к проекту создания медеплавильного завода на юге Армении. Означает ли это строительство модульного энергоблока (малой мощности – 50-100 МВт), сегодня сложно сказать.

Ясно одно: отказ от строительства блока традиционной мощности (400 МВт +) существенно понизит стратегический статус Армении как единственной страны в регионе, развивающей атомную энергетику.

Важным направлением энергетического развития Армении в 2022 г. станет возобновляемая энергетика. Ожидается, что уже в следующем году начнутся проектно-изыскательные работы по строительству целого ряда солнечных электростанций (СЭС). В частности, речь идет о проекте СЭС «Айг-1» мощностью 200 МВт (инвестор – компания «Masdar» из ОАЭ), СЭС в Гегаркунике мощностью 202 МВт (инвестор – компания «Acciona» из Испании) и других.

Все эти договоренности вписываются в программу правительства по развитию энергетики до 2040 г., согласно которой доля СЭС в структуре производства электроэнергии в Армении должна быть доведена до 15% к 2030 г. Для этого необходимо построить 1000 МВт мощностей. Впрочем, риски безопасности, возникшие на армяно-азербайджанской границе, в результате которых ряд проектов в сфере ВИЭ уже парализованы, вызывают некоторый скепсис в отношении перспектив развития «зеленой энергетики» в Армении.

В целом, как в 2022 г., так и и в ближайшие несколько лет ожидать динамичного развития энергетической отрасли Армении не следует. Все имеющиеся в системе ресурсы необходимо направить на преодоление кризиса, повышение эффективности системы, активизацию экспорта и понижение тарифов.

Вывод

Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения в экономике, медленное восстановление национальных экономик, война в Карабахе, выстраивание новой системы геополитических интересов в регионе и ряд других глубинных процессов сформировали множество вызовов и рисков для энергетической безопасности и энергетического развития стран Южного Кавказа. 2022 г. станет ключевым с точки зрения осмысления южнокавказскими республиками своего места и роли в регионе в связи с ревизией своих энергетических интересов.

Как и в прошлом году, в 2022 г. в энергетических системах стран региона проблем будет намного больше, чем позитивных трендов, что в основном вызвано политическими процессами. Влияние политической компоненты на экономические и, в частности, энергетические процессы на Южном Кавказе неизбежно будет возрастать, ставя под вопрос перспективы устойчивого энергетического развития региона.

Ваге Давтян, президент Института энергетической безопасности