На смену «заморозке» пришло «ответственное ценообразование»

В начале этого года Минпромторг и Минсельхоз РФ заявили о том, что не будут практиковать «заморозку» цен на продукты из перечня «социально значимых». Одновременно ряд ритейлеров обязались ввести наценку на ряд товаров в 10%. Между тем эксперты, производители продовольственных товаров считают такую «политику сдерживания» цен не слишком эффективной.

На смену «заморозке» пришло «ответственное ценообразование»
© АГРОXXI

Сетевики надбавку обещают сократить до 15%

В конце прошлого года истекли сроки по «заморозке» стоимости сахара и подсолнечного масла. Минпромторг и Минсельхоз заявили о том, что больше не будут искусственно замораживать цены на эти и любые другие продовольственные товары.

Одновременно с этим заявлением ряд ритейлеров озвучили планы ограничить торговую наценку десятью процентами. В частности, об этом объявила сеть X5 Group и «Магнит». В релизе X5 Group говорится, что с 12 января и до конца текущего года надбавка на 20 товарных категорий не будет превышать 10%. Перечень продуктов сеть будет пересматривать ежемесячно.

В «Магните» также поддержали «политику сдерживания» и тоже установили наценку в 10% на товары первой необходимости. Правда, в данном случае цены будут сдерживать на 200 товаров из 25 категорий.

Возможно, ритейлеры поменяли свою ценовую политику после настоятельных рекомендаций ФАС. Антимонопольная служба посоветовала уменьшить стоимость социально значимых товаров, которые включены в продуктовую корзину Росстата для расчёта официальной инфляции. Поэтому снижение наценки может уменьшить показатель на 0,2–0,3% в годовом выражении.

Кроме того, после резкого подорожания овощей, подсолнечного масла и ряда других продовольственных товаров ФАС начала интересоваться размерами бонусов, в том числе за логистические и маркетинговые услуги, услуги по подготовке товаров, о «скрытых выплатах». Как известно, законодательство не допускает предоставление продавцам «плюшек» при закупке 24 позиций социально значимых продуктов, включая мясо, рыбу, молоко, сахар, соль. Так может сети решили пойти на опережение? Предвидя дальнейшие проверки, крупнейшие ритейлеры пообещали в очередной раз снизить наценки?

«Багетная война»

Примечательно, что в Европе есть тоже примеры политики «сдерживания цен» сетевиками. К сожалению, стоимость продовольствия в странах ЕС тоже значительно повысилась. Поэтому французская суть супермаркетов Leclerc объявила о снижении цены на багет до 29 центов в течение 4 месяцев.

«Багет является основным продуктом для сотен тысяч французских семей, которым приходится обращать внимание на каждый евро при совершении покупок», - пояснил в официальном релизе глава компании Мишель-Эдуар Леклерк.

Как оказалось, благие намерения привела в ад. Во Франции началась настоящая «багетная война». Фермеры и хлебопеки возмутились тактикой Leclerc. Производители усмотрели в действиях сетевиков лишь желание «отхватить» лишнюю долю рынка в рознице за счет кармана производителей. Ведь небольшие пекарни не могут соревноваться по числу покупателей, цене и объемам продаж с сетевиками.

«Качество французских багетов признано ЮНЕСКО, однако усилия фермеров, производителей зерна, мельников и пекарей растрачивается впустую, фактически их работа обесценивается», — заявила сельскохозяйственная ассоциация Франции FNSEA. – «По статистике, средняя цена багета в 2021 году составляла 90 центов. В наступившем году продолжился рост цен на муку, а также затрат на энергоносители и рабочую силу. Но эти издержки несет аграрный сектор, а не сетевики, которые за дешево продают труд агропредприятий».

Случай с Leclerc – не единственный, который привел к конфликту между фермерами и сетевиками. Несколько месяцев продолжается противостояние польских садоводов и местных ритейлеров. Осенью прошлого года производители яблок вышли к офису крупнейшей торговой сети в стране Biedronka с протестами против политики фиксированных цен на яблоки, которая будет оставлять производителю менее 1 злотого (18,96 рублей) за килограмм.

В Ассоциации садоводов Польши считают, что не садоводы зарабатывают на польских фруктах. Цену диктуют магазины, а точнее крупнейшие розничные сети в стране, к которым должны приспособиться небольшие сельхозпредприятия, чтобы конкурировать на рынке садоводческой продукции. Владельцы сетевого бизнеса фактически заставляют фермеров поставлять продукцию на кабальных условиях: до августа 2022 года, то есть в течение почти года, нужно отдавать товар по фиксированной цене, иными словами, одинаковой осенью и весной. Предложение не было бы таким возмутительным, если бы это не означало для садоводов цену яблок значительно ниже 1 злотого за килограмм.

Госрегулирование обернется дефицитом товаров

Пока в России органы государственной власти обещали не вмешиваться в деятельность розницы и использовать только «рыночные механизмы». К таковым, например, Минсельхоз причисляет «комплекс мер таможенно-тарифного регулирования по основным категориям продукции, включая зерновые культуры, подсолнечник и подсолнечное масло, сахар и мясо» и «господдержка производителей сельхозпродукции».

Но пока политика сдерживания цен не принесла ощутимых результатов.

Только за первые десять дней наступившего года рост инфляции составила 0,56%. К 10 января по сравнению с концом прошлого года овощи подорожали на 3-7,5%. И в лидеры неожиданно выбилась капуста. За месяц ее стоимость выросла на 11,2%. Оптовые цены на капусту уже пробили максимум апреля-мая 2019 года. Оптовики уже торгуют от 40 до 50 рублей за килограмм. А в рознице ценник на белокочанную капусту скоро превысит пекинскую.

Кроме того, ряд хлебопекарных предприятий сообщили о повышении цен на свою продукцию.

Так, российское подразделение Fazer предупредило об индексации цен на хлеб до 30%.

«2021 год был непростым годом для хлебопекарной индустрии, беспрецедентный рост всех компонентов себестоимости хлеба вынуждает нас повышать отпускные цены в 2022-м», - говорится в официальном релизе компании.

О решении повысить в 2022 году стоимость своей продукции сообщил булочно-кондитерский холдинг «Коломенский».

Как сообщили AGROXXI в РОСПиК, в 2022 году прогнозируется планомерное изменение цен на хлеб и булочные изделия в пределах инфляционных ожиданий. К основным факторам, влияющим на стоимость хлебобулочных изделий, кроме наценки торговых организаций, относятся арендные платежи, рост затрат на упаковку и транспорт, стоимость сырья и ингредиентов, оплата труда работников.

Что касается госрегулирования цен, то в Российской гильдии пекарей и кондитеров считают, что оно не целесообразно.

«Микро-, малые, средние пекарни, пекарни ритейла и потребительской кооперации, постепенно вытесняя крупные предприятия хлебопечения, не только увеличивают ассортимент предлагаемой на рынке продукции, но и, что особенно важно, увеличивают конкуренцию на рынке. Развитие собственной розничной торговли производителей хлеба, в том числе нестационарной, малоформатной, мобильной, позволит сделать хлеб территориально и экономически доступным для потребителя, в том числе в населённых пунктах, не имеющих собственных пекарен. Реализация этой цели позволит решить задачи обеспечения продовольственной безопасности в сфере хлебопечения. Необходимо развивать ассортимент выпускаемой продукции, снижая удельные затраты ресурсов всех видов.

Госрегулирование цен на продтовары может рассматриваться только в качестве крайней временной меры влияния на рынок с целью достижения важнейших социально значимых целей, как это предусмотрено законом о торговле. Установление же постоянного контроля уровня цен на продукты в условиях рыночной экономики способно привести к росту цен на другие товары за счет переноса сетями понесенных ими издержек. В итоге это также может привести к дефициту продтоваров, в отношении которых применяется госрегулирование цен.

Таким образом, госрегулирование цен лишит рыночную экономику механизма саморегулирования спроса и предложения, согласования интересов покупателя и производителей. Поскольку речь идет о продуктах первой необходимости, основной удар придется на малоимущие слои населения», - говорится в ответе Гильдии на редакционный запрос.

Кроме формирования ценовой политики государство может иными способами обеспечивать малоимущие слои населения продуктами. Например, это могут быть торговые точки, принадлежащие государству.

«Проблема обеспечения бедных слоев населения социально значимыми товарами не является сугубо российской. Во многих странах значительную роль в ее решении играют благотворительные организации, которые создают систему социальных магазинов, где по низким ценам реализуются пожертвованные вещи: в США, Канаде – charity shop, в Австралии и Новой Зеландии - op shop. Наиболее эффективным в организации помощи малоимущим считается опыт Германии, где люди, живущие на социальном обеспечении, получают специальные карты, позволяющие им покупать по символическим ценам товары и продукты в сети социальных магазинов, организованных некоммерческой организацией Tafel. Магазины, супермаркеты, торговые посредники отдают организации продукты, которые сами не успевают или не могут продать», - прокомментировала Юлия Белогорцева, Партнер практики Инвестиционного консалтинга и оценки Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».

По мнению эксперта, в условиях российских реалий немецкая схема могла бы заработать после предоставления налоговых стимулов. Например, в части разрешения учитывать в составе расходов сумму благотворительных пожертвований имеющихся неликвидов.

Другая модель помощи малоимущим распространена на Среднем Востоке: когда правительства либо сами организуют сеть государственных магазинов ограничивая наценки (Кувейт), либо создают условия для низких цен на отдельные виды товаров, снижая НДС, таможенные пошлины, предлагая льготную аренду (Арабские Эмираты).

В России идея создания государственных магазинов была предложена в начале прошлого года, однако сразу была раскритикована и отвергнута правительством как якобы нарушающая гарантированные конституцией условия свободной рыночной конкуренции. Хотя система государственных магазинов социально значимых товаров по фиксированным низким ценам могла бы действительно помочь бедным.

Как считает Юлия Белогорцева, ограничение наценки российскими ритейлерами на продукты не решит главную проблему – подорожание продовольственных товаров:

«Наблюдаемые в последние два года высокие темпы роста цен на металлы привели к удорожанию сельхозтехники. Точно так же резкое повышение цен на удобрения, рост процентных ставок по кредитам повысили себестоимость продукции растениеводства. Продуктовые ритейлеры являются последним звеном в этой цепочке, и ограничение величины торговой наценки не сможет компенсировать удорожание в предыдущих ее звеньях.

Убытки от снижения торговой наценки полностью ложатся на плечи ритейлеров. Однако, надо отметить, торговые сети не извлекают большой прибыли от продаж социально значимых товаров, и наценка на них всегда ниже, чем на другие: во-первых, такие товары имеют высокую оборачиваемость; во-вторых, они являются «якорными».

Например, в 2021 году уровень торговой наценки на социально значимые товары в ритейле составлял, по данным Росстата, в среднем 16,5%».

200 млрд рублей – потери от зернового демпфера

Минсельхоз позиционировал комплекс мер таможенно-тарифного регулирования, в том числе введение экспортных пошлин на масличные и зерно – эффективной мерой регулирования, в том числе, и цен на продовольствие. Но на практике оказалось иначе. Об этом, в частности, говорилось на последнем заседании аграрного комитета Госдумы. Выводы итогов госрегулирования зернового комплекса неутешительны.

Взимание пошлины привело к существенному снижению рентабельности сельскохозяйственного производства, а продовольственную инфляцию эти меры вообще никак не сдерживают. По словам главы комитета Владимира Кашина, у аграриев изымается в виде пошлины 7 рублей с каждого отправляемого на экспорт килограмма зерна. Общие потери за год по примерным оценкам достигли 200 млрд рублей.

Федеральный бюджет получил от экспортных пошлин на зерно, масличные и подсолнечное масло почти 92 млрд рублей.

Вот как использовались полученные средства:

9,6 млрд были направлены на компенсацию ущерба при ЧС от непогоды в 16 регионах 9,6 млрд рублей - субсидирование льготных кредитов; 10,5 млрд рублей - компенсация затрат при закупке кормов для животноводства; 8,5 млрд рублей - направлены «Росагролизингу»; 10 млрд рублей – компенсация аграриям из оставшихся 43,7 млрд рублей часть пошла на помощь хлебопека и ряду других отраслей.

Еще 35 млрд рублей пока не перераспределены.

По мнению депутатов аграрного комитета Госдумы, если ничего не менять в системе взимания таможенной пошлины, то это в ближайшей перспективе может привести к падению сельхозпроизводства, дефициту и дальнейшему росту потребительских цен на продовольствие.

По результатам заседания депутаты рекомендовали Минсельхозу поменять формулы расчета таможенных пошлин и правила распределения полученных средств, чтобы в первую очередь возмещать затраты производителям зерновых. Потому что «изъятые пошлиной средства в полном объеме не возвращаются. Производить пшеницу становится экономически невыгодно».

Гибкая экспортная пошлина на зерно действует со 2 июня 2021 года и устанавливается Минсельхозом раз в неделю на основании индикативных цен. С 26 января по 1 февраля пошлина на пшеницу составляет 95,8 долларов, на ячмень – 74,4 долларов, на кукурузу – 50,6 долларов за тонну.

Елена Горшкова

При подготовке статьи использованы данные с сайта Росстата, Минсельхоза,

ТГ «Агрономика», Госдума РФ, WienerZeitung, AgroTimes.ua.

Фото – pexels.com.