Гибкие офисные пространства: тренды-2022

Впервые за всю историю офисной занятости работодатель предлагает персоналу возможность выбора: работать из дома, в офисе компании или же в коворкинге. Выбор гибких офисных пространств в последнее время становится все более популярным как среди сотрудников, так и в числе работодателей. Разбираем почему. Художник: Юрий Аратовский Офис под ключ Вынужденное сокращение корпоративных затрат в период пандемии продолжилось и после выхода из локдаунов. Компании обнаружили, что могут существенно экономить на аренде площадей под собственный офис за счет перевода сотрудников на полную или частичную удаленку. Часть штата готова работать из дома, остальным можно арендовать места в смарт-офисах. За прошедший год их популярность удвоилась, а их доля на рынке сейчас оценивается в 3%. Поговорка о том, что один переезд равен трем пожарам, в случае с коворкингами не работает. Представители офисного гостеприимства умеют перевозить немаленькие команды буквально за один день, и корпоративные клиенты этим пользуются. В зависимости от времени и запросов компании могут выбрать как стандартный смарт-офис, так и проекты build-to-siut. В любом случае базовые позиции будут на своих местах: столы, розетки, Wi-Fi, подключение принтеров, безопасность физического и информационного периметров. Из-за нестабильной эпидемиологической и экономической ситуации компаниям сложно прогнозировать посещаемость рабочих мест. Коворкинги предлагают разные решения этого вопроса — от хотдескинга (когда на одно рабочее место фактически приходится два-три сотрудника) до предложения «офис по подписке» (когда компания платит только за сотрудников, которые реально приходят в смарт-офис). Ближе к дому Гибкость арендных условий в ближайшее время будет оставаться одним из главных трендов на рынке флекс-офисов. Если совсем недавно такие предложения были в основном в столице, то в ближайшее время сети начнут активно выходить с аналогичными предложениями на региональные рынки. Для корпораций ценовая разница на рынках труда в регионах — это еще одна возможность экономии. В мегаполисах смарт-офисы также становятся ближе к персоналу. В прошлом году операторы уже опробовали формат коворкингов у дома, открыв локации за пределами Третьего кольца — по сути в спальных районах. Очевидно, что и эта тема будет активно развиваться. Сотрудники получают приятные бонусы в виде нескольких часов свободного времени дома вместо стресса в пробках и космических чеков на топливо. Как следствие — мотивация для саморазвития, раскрытие творческого потенциала, удовлетворенность работой, самоотдача. В мире этот тренд уже получил распространение: глобальные сети предлагают работникам продукт, заполняющий пробел между домом и офисом. «Люди хотят вернуть себе свои дома и снова видеться с коллегами, но им не нужны долгие ежедневные поездки на работу и монотонная рутина, которые влечет за собой возвращение в старый офис на полный рабочий день», — указывает Дуг Чемберс, главный операционный директор Daybase — нью-йоркской сети гибких офисов, приближенных к спальным районам, которая открылась в 2020 г. Компания позиционирует их как экосистему, не ограниченную временем и местом. Комфорт и творчество Идея смарт-офиса, сглаживающего противоречие между домом и офисом, автоматически предполагает создание комфортной среды: как в смысле пространства, так и в плане сообщества. И то, и другое будет включено в тариф. «Рабочее место будущего — это больше клуб, чем кабинет», — описывает последние офисные тенденции колумнист Bloomberg. Здесь должно быть не только рабочее пространство, но и восстановительные зоны, место для спорта и активностей, кофе-перекуса. Красиво, уютно, модно, экологично. Это должно быть место, где можно найти вдохновение и куда хочется возвращаться. По-настоящему же хорошо может быть только там, где есть «свои люди», те, с кем ты на одной волне. На Западе создание сообществ на базе гибких офисов становится самостоятельной индустрией. Резиденты приходят в коворкинги ради рабочего места, а остаются в нем из-за наполняющих его людей. Ухватили этот тренд и российские операторы. Все чаще они предлагают резидентам совместные походы в горы, джип-туры, яхтинг или сдруживают их на пятничных пивных вечеринках или за совместными просмотрами фильмов. Теперь вместе с офисными метрами и инфраструктурой безопасности уважающие себя сети предлагают корпоративным клиентам еще и HR-сопровождение. Автор: Екатерина Белова, директор по маркетингу сети смарт-офисов SOK

Гибкие офисные пространства: тренды-2022
© Инвест-Форсайт