Градообразующий НПЗ в Марий Эл вынужденно приостановил работу

Компания «Урал Логистика» с сентября 2020 года является собственником указанных железнодорожных путей необщего пользования. С апреля 2021 года ООО «Урал Логистика» и арендатор путей ООО «Поволжская железнодорожная компания» препятствуют деятельности Марийского НПЗ, саботируют деятельность предприятия закрытием железнодорожных путей посредством блокировки стрелочного механизма. В 2021 году по иску Марийского НПЗ арбитражным судом Республики Марий Эл приняты меры по обеспечению иска в виде «запрета ООО «Урал Логистика» и иным лицам совершать действия по препятствованию в пользовании для доставки на производственную площадку МНПЗ нефти и вывоза нефтепродуктов».

Градообразующий НПЗ в Марий Эл вынужденно приостановил работу
© РЖД-Партнер

Как отмечают в Марийском НПЗ, ООО «Урал Логистика» и арендатор путей ООО «Поволжская железнодорожная компания», несмотря на наложенные судом ограничительные меры, продолжают искать поводы по препятствованию деятельности Марийского НПЗ, при этом под разными предлогами отказываясь заключать договоры на пользование путей и предоставление вагонов. Например, 15 июля 2021 был составлен акт о якобы неисправности железнодорожных путей, замечания по которому были оперативно устранены за счет ООО «Марийский НПЗ». 23 июня 2021 года неизвестными людьми был подложен муляж боевой гранаты, в связи с чем ООО «Марийский НПЗ» не смогло осуществлять свою деятельность до прибытия саперов и представителей правоохранительных органов.

Очередное обострение ситуации с воспрепятствованием деятельности Марийского НПЗ в конце февраля – начале марта 2022 года стало предметом рассмотрения совещания у начальника Горьковской железной дороги Сергея Дорофеевского, прошедшее 4 марта 2022 года. Помимо сторон спора (ООО «Марийский НПЗ», ООО «Поволжская железнодорожная компания», ООО «Урал Логистика»), на совещании также присутствовало руководство Горьковской железной дороги (филиала ОАО «РЖД») и Станислав Крылов, министр промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл. Однако все выработанные на этом совещания решения в настоящее время саботируются руководством ООО «Урал Логистика» и ООО «Поволжская железнодорожная компания».

В настоящее время убытки, которые несет Марийский НПЗ из-за ненадлежащего исполнения своих обязательств перед заказчиками, оценивается не менее в 1,4 млрд руб. ежемесячно нарастающим итогом. Простой предприятия в режиме консервации обходится в 700 тыс. руб. в сутки, а полная консервация в соответствии с требованиями федерального законодательства обойдется в 1,05 млрд руб. Полная консервация предприятия означает увольнение более 590 работников предприятия, что существенно обострит и без того непростую в текущей геополитической ситуации социально-экономическую ситуацию в Республике Марий Эл. В резервуарах предприятия сейчас находится более 44 тыс. т нефтепродуктов. Во время длительного хранения такого объема нефтепродуктов в резервуарах без отгрузки, с учетом перепадов температуры окружающего воздуха, возникает угроза возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера. Потенциально возможны следующие риски: разгерметизация резервуара, загрязнение окружающего воздуха, почвы и водных объектов – вплоть до экологической катастрофы, риск возгорания, угроза здоровью и жизни людей, животных и растений. Недавний пример наблюдался в Пензенской области.

«В настоящее время мы подготовили обращения к главе Республики Марий Эл, в Минэнерго России, в прокуратуру России, в Федеральную службу безопасности c просьбой вмешаться в ситуацию и провести проверку в отношении действий руководства ООО «Урал Логистика» и ООО «Поволжская железнодорожная компания» вплоть до возбуждения уголовного дела. Потому что только быстрая реакция органов власти, в том числе надзорных и правоохранительных, может сдвинуть ситуацию с мертвой точки и исключить наступление критических необратимых последствий», – заявил Александр Семенов, директор Марийского НПЗ.

ООО «Марийский нефтеперерабатывающий завод» является градообразующим предприятием и одним из основных источников рабочих мест в Республике Марий Эл. На сегодняшний день фактическая мощность переработки Марийского НПЗ составляет более 1,6 млн т нефти в год с возможностью выпуска более 10 видов нефтепродуктов, в число которых входят: бензин газовый стабильный, дистилляты газового конденсата, мазут топочный, остатки нефтяные тяжелые, сырье для производства нефтебитумов, которое сегодня перерабатывается в десять марок дорожных битумов.

РЖД-Партнер обратился за комментариями в ООО «Урал Логистика».