Грузовым компаниям грозит банкротство

По итогам января и февраля 2022 года, объем перевезенных по воздуху грузов вырос до 208,6 тыс. тонн, почти на 6% к аналогичному периоду 2021 года, сообщили в Росавиации. Больше всего грузов перевезла входящая в группу "Волга-Днепр" профильная грузовая авиакомпания AirBridgeCargo - 88,6 тыс. тонн. Еще около 45 тыс. тонн пришлось на крупные авиакомпании "Аэрофлот", S7 и "Победа". Другие профильные грузовые авиаперевозчики, также входящие в одну группу, - "Волга-Днепр" и "Атран" перевезли вместе лишь 13,3 тыс. тонн грузов. Зато впечатляет динамика прироста - около 60% к показателям 2021 года.

Но по итогам марта картина резко поменяется. По данным сервиса Flightradar24, все три грузовых авиаперевозчика почти не летали.

208,6 тысячи тонн грузов перевезли по воздуху в России в январе-феврале 2022 года, что на 6% больше показателя начала 2021 года

Возникли те же проблемы, что и у пассажирских компаний. Самолеты Boeing, находящиеся в лизинге, оказались под угрозой ареста. В Канаде 28 марта даже арестовали тяжелый транспортный самолет Ан-124 "Руслан" компании "Волга-Днепр", так как власти страны закрыли воздушное пространство. Грузовые авиаперевозчики попали в сложную ситуацию.

Основными рынками для группы "Волга-Днепр" были Европа, США и Канада. После закрытия неба эти перевозки стали невозможными, говорит руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко. К тому же многие уникальные грузы, такие как энергетическое оборудование, детали космических кораблей и самолетов, военные грузы, которые перевозили компании, попали под международные санкции, введенные в отношении России.

Перевозчикам можно бы переориентироваться на Юго-Восточную Азию, но там достаточно своих компаний. Таким образом, на традиционные заграничные рынки теперь отечественные перевозчики летать не могут, а внутри страны просто не найдут необходимого объема заказов, говорит эксперт.

На потребителях эти сложности отразятся лишь отчасти. Доставлять грузы из-за рубежа в Россию станут компании из Китая, Турции, ОАЭ. Отечественным же перевозчикам придется с ними конкурировать.

Основными рынками для отечественных грузовых авиакомпаний были Европа, США и Канада

Пройдет до полугода, пока наши грузовые авиакомпании смогут понять, как им выживать в новых условиях. Но на это время поддержать авиакомпании на плаву может только государство, говорит Величко. Иначе весьма вероятно банкротство российских грузовых авиаперевозчиков, которые еще недавно возили грузы по всему миру, говорит он.

Инфографика "РГ"/ Александр Чистов/ Авгений Гайва