Все большее число женщин занимают ключевые посты в крупных компаниях

Борьба с неравенством В России, как указывают некоторые исследования, ситуация с равенством полов непростая. Так, в рейтинге Всемирного банка "Женщины, бизнес и закон – 2021" страна заняла только 129-е место – рядом с Бурунди и Угандой. Самыми проблемными сферами признаны предпринимательская деятельность, брак и родительство. Даже в нынешних непростых условиях преодоление таких гендерных дисбалансов останется актуальным, ведь равенство в правах и возможностях – залог будущего благополучия общества. В то же время официальные цифры до недавнего времени выглядели не так плохо. По данным Минэкономразвития, около 43% российских компаний возглавляют женщины. Речь, конечно, идет в основном о малом и среднем бизнесе. Если же говорить о крупных игроках, один из интересных примеров – компании, основанные Олегом Дерипаской. С начала нулевых из них вышла целая плеяда бизнес-лидеров. И сегодня женщины занимают в компаниях Олега Дерипаски немало ключевых позиций: управляют финансами, формируют ESG-стратегию, отвечают за публичное позиционирование и GR, руководят персоналом. "Роль ESG-директора связана с поиском баланса между ожиданиями – часто диаметрально противоположными – разных заинтересованных сторон, с выравниванием отношений, условий и возможностей для долгосрочного развития бизнеса. Считается, что женщинам решение этих задач более свойственно по природе. Хотя и мужчин, надо сказать, в этой сфере появляется немало", - говорит директор по устойчивому развитию металлургического бизнеса En+ Group Ирина Бахтина. По словам топ-менеджера, различие между мужским и женским подходами в устойчивом развитии проявляется так же, как и в ведении бизнеса. "Мужчины в любом случае делают ставку на конкурентность: "Мы – первые, мы всех обогнали!" Женщины, в свою очередь, акцентируют внимание на коллаборации: "Смотрите, с кем мы добились стратегического партнерства". Каждому подходу – свое время. Но сама по себе концепция устойчивого развития предполагает взаимодействие. Мы должны помочь отстающим преодолеть разрыв, мы должны работать вместе", - уверена Бахтина. Например, единственный крупный игрок на рынке должен быть открытым к тому, чтобы максимально вовлечь в цепочку поставок малый и средний бизнес. По словам Ирины Бахтиной, это поможет сформировать "питательную среду" для развития территорий - а значит, улучшит благосостояние большего количества людей. "На первый план выходит человек" Рост интереса к ESG-повестке, по мнению Бахтиной, обусловлен постепенной ценностной трансформацией общества. "Мы должно четко понимать, что бизнес, как и все вокруг, неизбежно гуманизируется. На первый план выходит человек. Слишком долго в экономике его рассматривали только как ресурс. Теперь же он становится главной ценностью. ESG-повестка именно об этом", - говорит директор по устойчивому развитию металлургического бизнеса En+ Group. Подобный ценностный сдвиг находит отражение и в корпоративной культуре. Корпорации все чаще демонстрируют готовность не только "воспользоваться" отдельными компетенциями человека, но и принять его "целиком" - со всеми достоинствами и недостатками. "Мы все приходим в коллектив со своим личным опытом, с профессиональным багажом, с разным потенциалом. При этом очень важно, чтобы компания принимала специалиста таким, какой он есть. К этому мы стремимся в нашей компании. Только так человек извне может дать новые идеи, может свежим взглядом посмотреть на вещи, может – что немаловажно – внести долю юмора в рабочий процесс", - убеждена Ирина Бахтина. В таких условиях, по ее мнению, переход бизнес-вумен на высокие должности становится проще. "Мы видим женщин на ведущих ролях в IBM, в Microsoft, в Yandex и многих других компаниях. При этом все приходят к своим позициям очень разными путями. И именно этим мы ценны", - отмечает она. У всех разный эмоциональный интеллект, каждый сфокусирован на своей тематике, у каждого свой круг общения, развивает свою мысль Бахтина, и это разнообразие помогает профессиональному обмену. В режиме такого обмена меньше рисков упустить что-то важное, что, например, упускают коллеги в монолитных маскулинных структурах, уверена топ-менеджер En+ Group. "В современном мире монолитная структура просто неконкурентна. Мы это хорошо понимаем", - отмечает Бахтина. "От звонка до звонка" Ирина Бахтина пришла в РУСАЛ из правительства республики Коми, а до этого она занимала руководящие позиции в международных компаниях Unilever и Philip Morris International. В первой царят европейские порядки, во второй – американские. "В Philip Morris культура была такова, что тебе приходилось конкурировать внутри. Когда вы набираете людей с чрезвычайно высокой самооценкой, с жесткими карьерными ориентирами – так и будет. Успех на американский манер – это идти по головам. Не хотела бы, чтобы подобное происходило в РУСАЛе", - говорит топ-менеджер. По ее мнению, российскому бизнесу все же ближе европейские управленческие практики. "Там больше готовности к компромиссу. В советах директоров тише говорят и больше слушают. Есть понимание того, что справедливость носит социальный характер. В России тоже осознают, что общественное благо – первично. В этом плане европейцы нам ближе по духу", - считает она. Границ между частной жизнью и работой Ирина Бахтина, по собственному признанию, не придерживается. В РУСАЛе многим топ-менеджерам приходится работать в режиме 24/7, и выдерживать такой темп не просто. "Наверное, главное правило – не рассматривать свою работу как "корпоративное рабство". Это самый пагубный путь, который выбирают те, кто просто не видят большого смысла в своей деятельности. "Тянут лямку", высиживают "от звонка до звонка", предают какую-то свою совсем другую мечту. Силы, энергия находятся только тогда, когда ты искренне любишь свое дело. Другого секрета тут нет", - отвечает ESG-директор алюминиевого гиганта. Не женское дело Если позиции ESG-директоров нередко достаются женщинам, то в сфере управления корпоративными финансами до сих пор превалирует мужское начало. Елена Иванова, директор департамента En+ Group по рынкам капитала и финансовым продуктам, до этого продолжительное время проработавшая директором департамента корпоративных финансов в РУСАЛе - исключение из правил. "Я, пожалуй, никогда не ощущала на себе того, что принято называть "гендерными предрассудками". Надо понимать, что в своей работе я представляю сторону клиента. Я общаюсь с банками и от меня всегда исходит клиентский заказ. Поэтому с партнерами из банков как правило складывались и развивались доброжелательные отношения", - делится опытом Иванова. По ее мнению, в профессии финансиста, несмотря на статистический перекос в сторону мужчин, как таковая гендерная специфика отсутствует. "Я думаю, что здесь почти все зависит от личных качеств. Но пока на таких позициях больше мужчин. Дело в том, возможно, что существует некая устоявшаяся модель, которой все почему-то придерживаются. Мы видим, что она не вполне верна хотя бы на примере профессии бухгалтера. Женщин на таких должностях намного больше. А вот когда дело касается корпоративных финансов и привлечения кредитов – получается почему-то другая история", - говорит финансист. В числе качеств, необходимых для работы в корпоративных финансах, Елена Иванова перечисляет коммуникабельность, стрессоустойчивость, многозадачность и умение находить компромисс. "Это базовый набор. Не менее важно умение находить общий язык с разными людьми и даже чувство юмора. Партнеры это очень ценят. Женщина-собеседник с чувством юмора – это всегда большой плюс", - рассказывает она. По мнению Ивановой, в случае с бизнес-лидерами вопросы гендера отходят на второй план - в целом все решают одни и те же задачи, а лидера, независимо от пола, судят по результату. И если есть результат, вопросы гендера уже не играют роли, полагает она. При этом Елена Иванова признает, что подобный подход, возможно, сформировался у нее в силу профессиональной специфики. "Так сложилось, что я в большей степени общалась с международной аудиторией. Может в силу этого у меня такая позиция. И до РУСАЛа я работала в международной компании. Там также царила культура, где и речи не могло быть о каком-то неравенстве. Это сыграло немаловажную роль в формировании моих представлений", - рассказывает финансист. В то же время, по словам Ивановой, женщины зачастую гораздо больше готовы к многозадачности, чем мужчины. Женщина, которая серьезно работает и имеет семью, всегда должна найти правильный баланс (тот самый, о котором все говорят), чтобы находить время для качественного общения с семьей и детьми. И если это получается, приходит новый заряд энергии и желания работать и решать все новые и новые задачи, с уверенностью заключает она. Долгосрочный эффект Вера Курочкина, заместитель генерального директора En+ Group, работает в компаниях, основанных Олегом Дерипаской, уже почти 20 лет. Усталости от пребывания в одной бизнес-среде, по ее словам, нет ни малейшей. "Вся наша группа – это действующий постоянно вулкан страстей и изменений, который – в хорошем смысле – не дает тебе ни минуты покоя. Когда структура настолько динамична – в своих целях, проектах, в своем развитии – ты должен двигаться с компанией в унисон, у тебя появляется драйв. Плюс, это ощущение непрерывного роста – профессионального и личностного. Когда ты сравниваешь себя сегодняшнюю с собой пять или десять лет тому назад, ты видишь, какой колоссальный рывок ты сделала. Ты не стоишь на месте, развиваешься. Это важно", - говорит Курочкина. В сфере связей с общественностью традиционно доминируют женщины. Это совершенно не случайно, считает топ-менеджер. "Мужчины все-таки больше ориентированы на достижение быстрого результата. И если достижение результата – это в определенной степени марафон с множеством препятствий и неожиданностей, у мужчин наступает разочарование. Это во многом охлаждает их пыл, лишает возможности сконцентрироваться и найти решение в изменившейся ситуации, - считает топ-менеджер. При этом в PR, по словам Курочкиной, не следует ориентироваться на сиюминутный результат: эта профессия связана с построением и управлением репутацией, а репутация выстраивается годами, по кирпичику. "Именно поэтому, каждый раз, задумываясь о достижении определенного результата, ты оцениваешь его с точки зрения долгосрочного эффекта. У женщин это получается чуть лучше", - делится мнением она. Говоря о первых годах в компании, Вера Курочкина признается, что интеграция в "крепкий мужской коллектив" не была безоблачной. Однако "барьеры на вход" удалось преодолеть довольно быстро. "Отличительная черта мужских коллективов – это понятные правила игры. Все четко, рационально и без эмоций. Это облегчает процедуру адаптации и задает правила, частью которых ты становишься, - говорит она. - Когда ты имеешь дело с профессионалами, ты всегда найдешь общий язык, всегда найдешь компромисс – даже в самой сложной ситуации". Важным конкурентным преимуществом женщины-лидера топ-менеджер считает гибкость. "Гибкость, терпение и умение находить компромиссы – это что-то сродни китайской мудрости. Ты должен найти подходящий момент для решения подходящего вопроса, чувствовать нюансы и правильно – в хорошем смысле – на них играть. Такова, на мой взгляд, совокупность принципов, лежащих в основе женской мудрости. Она, в отличие от мужской, связана с поиском стратегий "win-win". Мне кажется, что сейчас именно такие стратегии наиболее выигрышны", - отмечает вице-президент компании. Рабочий процесс, по мнению Курочкиной, не должен срастаться с личной жизнью, иначе неминуемо выгорание: "Важно переключаться. Ведь возможность переключения дает шанс смотреть на рабочие процессы свежим и сфокусированным взглядом. Плюс нужна эмоциональная, а порой и эстетическая подпитка. Если не отвлекаться, рано или поздно возникнет ощущение эмоциональной усталости. Для большинства профессий, особенно связанных с креативом и созданием смыслов, это фатально". Секрет успеха топ-менеджер формулирует достаточно просто: "Успех в любом деле начинается с понимания себя, своих целей, ну и конечно любви к себе. Без этого трудно быть успешным. Ведь всем нам хочется не преодолевать себя ежедневно для достижения результата, а творить, создавать, используя свои знания, интеллект, эмоции. И получать при этом профессиональное и личностное удовлетворение. Что для этого нужно? На мой взгляд, внимание к себе. Оно у каждого носит свой формат. Проводить время с близкими, не забывать о хобби, читать хорошие книги, слушать лекции умных людей, путешествовать, общаться. Ну и конечно спорт. Без баланса между профессиональным и личным, гармонии достичь сложно. Это правило касается всех – как мужчин, так и женщин".

Все большее число женщин занимают ключевые посты в крупных компаниях
© Lenta.ru
Газета.Ru: главные новости