Депутат предложил способ обхода санкционных запретов

Если ввозить в Россию санкционные европейские товары через третьи страны, это может привести к их удорожанию. Дело в том, что часто грузы везут транзитом через Россию, но их все равно надо сначала доставить официальному заказчику, например, в Казахстане или Азербайджане, а уже потом вернуть обратно в РФ, сделав немалый крюк, рассказал «Парламентской газете» депутат от «Единой России», член Комитета по экономической политике Эдуард Кузнецов. Поэтому он планирует внести в Госдуму поправки в закон о таможенном регулировании, разрешающие прерывать транзит и оставлять товары в стране. Документ есть в распоряжении «Парламентской газеты».

Депутат предложил способ обхода санкционных запретов
© Парламентская газета

Туда, сюда, обратно

Немало иностранных компаний прекратили поставки в Россию в связи с санкциями. Некоторые из них сделали это по своей воле, а некоторые хотели бы продолжить сотрудничество, но не могут, опасаясь реакции на отказ от санкционной политики или сталкиваясь с отказами перевозчиков доставлять продукцию в Россию, сказал Эдуард Кузнецов.

Чтобы отечественные компании могли закупать нужные зарубежные товары без разрешения правообладателей, в конце марта Правительство легализовало параллельный импорт. Теперь организации имеют право договориться с компаниями из третьих стран, чтобы те закупили и отправили им продукцию производителей, поддерживающих санкции.

Отечественные импортеры, которые нуждаются в европейских товарах, переориентируются, закупая их через торговых партнеров в Казахстане, Турции и Азербайджане, рассказала «Парламентской газете» член Совета Торгово-промышленной палаты России по таможенной политике, генеральный директор Группы компаний JUST Людмила Теселкина. Переговоры на эту тему ведут также с Грузией и Арменией.

Но встает вопрос логистики. По словам Людмилы Теселкиной, товары из Европы в перечисленные страны везут в основном автомобильным транспортом через Россию, но отгрузить продукцию по пути нынешнее таможенное законодательство не позволяет.

«Скажем, европейский поставщик отгружает машину, и она едет до Казахстана по российской территории по процедуре транзита. В Казахстане машина проходит таможенное оформление, а потом возвращается обратно в Россию», — сказала Теселкина.

Получается большое транспортное плечо, а значит, возникают дополнительные расходы компаний на организацию логистики, транспортировку и таможенное оформление, сказал Эдуард Кузнецов. «В итоге неизбежно дорожают сами товары», — подчеркнул он.

Короче дорога — меньше расходов

Чтобы снизить издержки, депутат предложил внести поправку в закон о таможенном регулировании, позволяющую остановить груз в пути и отдать его российской компании, которая заказала его через третью страну.

«Законопроектом предлагается предусмотреть возможность завершить транзит товара, пока он находится в процессе доставки, и поместить его на таможенный склад. Тогда можно будет поменять в документах получателя и передать груз в Россию», — пояснил парламентарий.

Конкретные требования к процедуре определит Федеральная таможенная служба, следует из законопроекта.

Кузнецов отметил, что подобные правила встречаются в мировой практике.

«А мы своим же законодательством себя ограничили. Но сейчас, когда на государственном уровне разрешен параллельный импорт, нужно снять это ограничение и для нас, и для товаропроизводителей из недружественных стран, желающих работать с нами несмотря на незаконную политику их правительств», — подчеркнул Эдуард Кузнецов.

При этом контракты с партнерами, которые согласятся закупить для России санкционные товары, останутся в силе, но лишних расходов не будет, так как они будут получателями товара только на бумаге, отметил депутат.

По его словам, новое правило может распространяться на доставку практически любых товаров. «Это может быть электроника, технологическое оборудование, лекарства, товары массового потребления — условно говоря, все, что можно поместить в контейнеры и другую тару», — сказал депутат.

В пятницу, 8 апреля, Эдуард Кузнецов планирует внести законопроект на рассмотрение экспертным советом фракции «Единой России», а в случае одобрения — в Государственную Думу.