Как санкции повлияют на планы РФ по развитию производства сжиженного газа

Сейчас в нашей стране вырабатывается чуть менее 31 млн тонн СПГ. Основная часть приходится на два завода: "Ямал СПГ" - мощностью 17,4 млн тонн и "Сахалин-2" - 9,6 млн тонн. На обоих предприятиях стоит иностранное оборудование, за исключением четвертой, самой слабой по мощности (0,9 млн тонн СПГ в год) линии "Ямал СПГ", на которой используется отечественная технология "Арктический каскад". Для сравнения, три других линии завода производят 5,5 млн тонн СПГ в год каждая.

Два новых завода должны были добавить к общероссийским показателям еще 33,1 млн тонн СПГ ("Балтийский СПГ" - 13,3 млн; "Арктик СПГ-2" - 19,8 млн). Но на обоих предприятиях планировалось использовать иностранное оборудование для сжижения газа. Заработать заводы должны были в 2023-2024 году (первые линии), а выйти на полную мощность к 2025-2026 году.

Среди строящихся сейчас крупных заводов определенность есть в отношении первой очереди проекта "Арктик СПГ-2" мощностью 6,6 млн тонн, строительство которой завершено на 98%, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. По его мнению, вполне возможно, что будет отложен ввод второй очереди, готовой на 40%, и третьей, строительство которой еще не началось.

В отношении "Балтийского СПГ", строительство которого только началось весной прошлого года, подробности неизвестны, а на запрос "Российской газеты" в "Газпроме" не ответили.

В России пока производится оборудование только для средне- и малотоннажных заводов СПГ, хотя о необходимости создания отечественных решений для крупнотоннажных производств речь шла еще в 2014 году. Импортозамещение в отрасли происходило, но не самыми быстрыми темпами. К примеру, ранее в "НОВАТЭК" сообщали, что в проекте "Арктик СПГ-2" уровень локализации оборудования составляет 50%.

Основную часть оборудования для заводов СПГ придется разработать и произвести в РФ

Основная проблема для дальнейшей реализации крупнотоннажных российских проектов по сжижению газа в том, что рассчитывать придется только на свои силы. Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, какое-то оборудование, конечно, можно будет купить в Китае, но большая часть технологий контролируется так называемыми недружественными странами.

Но в этом есть и положительный момент, получение СПГ - это не сверхновая и сложная задача для академической науки. Технологии известны, а многие отечественные производители оборудования для сжижения газа ранее жаловались на отсутствие спроса. Теперь спрос должен появиться, как и средства на то, чтобы довести технологии до ума и запустить оборудование в серийное производство. Поэтому основной эффект санкции окажут только на сроки запуска ближайших проектов. И даже в случае корректировки этих планов, с учетом запуска первой линии "Арктик СПГ-2", к 2024 году производство СПГ в России должно превысить 37 млн тонн. А есть еще и небольшие проекты.

Сегмент мало- и среднетоннажного СПГ в меньшей степени зависит от импортного оборудования, уточняет Родионов. Примером здесь может служить не только четвертая очередь проекта "Ямал СПГ", но и комплекс СПГ в Магнитогорске мощностью 40 тыс. тонн в год, введенный в строй в 2020 году. СПГ с завода, построенного на криогенном оборудовании НПО "Гелиймаш", используется в основном в качестве газомоторного топлива на внутреннем рынке, отмечает эксперт.

Что касается самих санкций ЕС против российских СПГ-проектов, то это первые прямые ограничения, затрагивающие нашу газовую отрасль, от которой наиболее зависим европейский энергорынок. Отказаться от российского трубопроводного газа страны ЕС не могут, а вот по производству СПГ, больше ориентированному на азиатский рынок, удар нанести посчитали возможным.