На Ямале разработали систему управления нефтеразливами

Презентация новинки состоялась на Ямальском нефтегазовом форуме, который прошел 7-8 апреля. По словам Сергея Хрущева, директора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, импульсом к разработке послужила авария в Норильске 2020 года. Тогда на площадке ТЭЦ-3 разгерметизировался резервуар с дизтопливом. Из него утекло 20 тысяч тонн нефтепродуктов, часть из них попала в реку Амбарную. Ликвидировали разлив фактически всей страной. Сумма ущерба от него составила почти 148 миллиардов рублей.

На Ямале разработали систему управления нефтеразливами
© Российская Газета

По данным Росприроднадзора, в прошлом году в стране было зафиксировано 32 аварии, связанные с нефтепродуктами, в 2020-м - 49. В основном речь о промысловых сетях, которые используются для транспортировки добытого сырья на месторождениях. Такие разливы не отличаются масштабами, до 3-4 тонн, и обычно происходят либо на новых объектах, где допустили ошибки в ходе проектирования и строительства, либо на довольно старых. Ямал является одним из крупнейших регионов добычи, в прошлом году здесь выкачали из недр 35,9 миллиона тонн нефти и 615 миллиардов кубометров газа, поэтому тема управления экологическими рисками для него очень важна.

"Недропользователи понимают: нельзя закрываться в своих "коробочках", нефтеразливы могут затрагивать территорию не только одной компании, но и целых районов или даже регионов. Пример Норильска показал, что решить проблему можно лишь в кооперации. Я надеюсь, что на территории Ямала таких инцидентов не случится никогда, но всегда нужно быть готовыми", - подчеркнул Сергей Хрущев.

Ключевой фактор для локализации и ликвидации аварии - время. Чем быстрее реакция, тем меньше размер материального ущерба и угроза природе и здоровью населения. В ЯНАО действует 39 аварийно-спасательных формирований: 14 из них - в рамках "Ямалспаса", остальные принадлежат предприятиям ТЭК. В цифровую систему быстрого реагирования внесли информацию о каждом (численность, парк техники, контактные телефоны), а также об объектах хранения нефти, скважинах, трубопроводах, в том числе строящихся, поверхностных водозаборах - это поможет быстро оценить, кто находится ближе всего к месту ЧП.

Ключевой фактор для локализации и ликвидации разливов нефти - время

Предполагается, что как только сигнал поступит в региональный диспетчерский центр и муниципалитет, те буквально в течение 30 минут вышлют оперативную группу для исследования пятна. Причем эта группа может состоять как из сотрудников МЧС, так и из сотрудников добывающих компаний. По определенным внешним признакам она определяет, что произошло. К примеру, по наличию радужных полос, цвету жидкости на поверхности воды и т.п. На первом этапе точный лабораторный анализ на ПДК не обязателен, достаточно визуального осмотра и экспресс-теста. После того как факт разлива подтвердится, инцидент квалифицируют и занесут в систему.

"Это универсальный инструмент, который позволяет очень быстро получать информацию и координировать действия разных служб - буквально 1,5 часа хватит, чтобы принять решение о локализации, - поясняет Сергей Хрущев. - Да, у каждой организации, работающей с углеводородным сырьем, есть план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (соответствующее требование внесли в федеральное законодательство в 2021 году, завершить работу предприятиям необходимо до 1 января 2024 года. - Ред.), но наш механизм - про оперативную коммуникацию".

Уже получены первые положительные отклики от бизнеса. Планируется, что с компаниями будут заключать соглашения об информационном взаимодействии и компенсации затрат на технику, топливо, сорбент, скиммеры для сбора нефти. Даже если ликвидировать ЧС, они будут на чужом участке.