И никаких гвоздей!

И никаких гвоздей!
© Zab.ru

Видео дня

Поводом для послужило её открытие импорта гвоздей, несмотря на производство металла в стране. «Почему мы тоннами ввозим гвозди из-за рубежа, производство которых чуть сложнее, чем кусок проволоки?», - задаётся вопросом председатель . Она пояснила, что гвозди — это собирательный образ, символ самого простого в производстве предмета, который импортируем, что в нашей стране не редкость.

Не министры, а купцы?

Возмущение Валентины Матвиенко понятно - непонятно то, что она обратила на это внимание только сейчас, в условиях жесточайших санкций и изоляции страны. Чиновников, которые отвечают за экономику, отдельные отрасли в стране, у нас огромная армия. А впечатление такое, что большинство стали купцами и предпочитают покупать даже самый простой продукт за рубежом. Вот и бизнес-омис Титов говорит по этому поводу следующее: «Тут надо не задания давать бизнесу, а создавать для него условия. Это называется промышленная политика: налоги, административное бремя, тарифы инфраструктурных монополий. Баланс издержек и выгод должен быть таким, чтобы производить гвозди было выгоднее здесь, а не везти из Китая, где их клепают из нашего же металла. Пока что невыгодно». По его словам, производственных компаний в секторе малого и среднего бизнеса не больше 7%.

У нас в крае тоже производственных предприятий малого бизнеса – единицы, остальные предпочитают заниматься торговлей или несложным обслуживанием. Тоже нужное дело, но ведь производство – главное, особенно сейчас, в условиях жёстких санкций. Но если посмотреть на наши министерства, ведомства, то остаётся удивляться: за громкими обещаниями, дефилированием на разных экономических форумах и подписанием никого и ни к чему не обязывающих протоколов о намерениях не следует никаких реальных дел. В последние годы, вернувшиеся с Восточного форума наши делегации утверждали, что Забайкальский край «выходит на инвестиции мирового уровня», а также «обеспечил выход на мировой уровень производства», много было и других восторженных обещаний. Оценки Корпорации развития края в данном случае кажутся приклеенными бурными аплодисментами к весьма посредственному выступлению на подмостках.

Вот сообщалось о 10 соглашениях на 50 миллиардов рублей (!). Но когда речь заходила о том, что же это за соглашения, о чём они и что дадут жителям края, информация была более чем скудная. То, оказывается, некие австралийские инвесторы выразили желание построить у нас завод по производству взрывчатки. То французы намерены заняться производством мороженого для поставки его в Китай (ничего более глупого не придумаешь, поскольку мороженное можно производить и самим, в том числе на экспорт). Или, например, сообщалось, что по итогам форума были заключены соглашения о намерении инвестирования в проекты, реализуемые на территории края, с 14 китайскими компаниями. Тоже, помнится, называли какие-то цифры инвестиций, выраженные девятью нулями. Прошли годы. Где эти загадочные 14 китайских компаний? Что они хотят у нас в Забайкальском крае делать, какую для нас пользу приносить? Где миллиардные инвестиции? Выходит, это очередная пустопорожняя болтовня чиновников, симуляция деятельности – и никто за это не несёт ответственности.

А по факту мы везём в наш край не только гвозди из Китая, но и картошку (!), овощи, одежду, обувь и проч. И не только из этой страны, но и из Египта, из Израиля, других стран, хотя уж картошку и овощи в самом крае можно выращивать в огромном количестве, но правительство всерьёз не занимается организацией кооперативов, а предпочитает поощрять тех, кто везёт продукцию их других стран, продавая её затем по невероятно большим ценам. А как вам австралийское молоко на полках наших магазинов – ведь этот продукт всегда был марочным для Забайкалья? Но сегодня мы везём его со всех волостей.

Наш край обладает огромными лесными ресурсами, расчётная лесосека (без вреда лесным богатствам) миллионы кубометров в год. А мы заготавливаем 400-500 тысяч кубометров в год и вздули цены на деревянные строительные материалы так, что те энтузиасты, которые хотели построить свой дом или дачу, вынуждены останавливать стройку. А вот с браконьерской вырубкой и отправкой круглого леса за рубеж – преуспели.

Как назвать эту с позволения сказать экономическую политику.

Лучше меньше да лучше

Автор этих строк помнит время, когда почти все управляющие организации находились в одном здании – по Амурской, 63 (бывшая ул. Калининаам помещались и Читинской обком КПСС, и Облисполком со всеми его управлениями, и обком ВЛКСМ, и Комитет народного контроля, и другие организации. Чиновников было кратно меньше, но ведь реально руководили – планировали производство, занимались материально-техническим обеспечением, подбирали, обучали и расставляли кадры, частично занимались ценообразованием и, конечно, осуществляли контроль за реальным производством. И было чем руководить - в Читинской области работали крупный Камвольно-суконный комбинарудились пять тысяч ткачих, машзавод, автосборочный завод, станкостроительный завод, завод автоспецоборудования, завод торгового оборудования, Приаргунский урановый комбинат, многие предприятия лёгкой промышленности. Были построены птицефабрики, свинокомплексы, давали продукцию совхозы и колхозы…

Сегодня вышеперечисленные предприятия промышленности исчезли, вообще их всё меньше, но с каждым годом госслужащих становится всё больше. По всей Чите разбросаны здания управленцев – вместо скромных управлений появились министерства, каждое занимает огромные площаВот Министерство экономического развития – оно есть, а предприятий почти нет, развития края тоже нет. Или Министерство сельского хозяйства – штаб чиновников без армии, поскольку 90% сельхозпредприятий это частные фермы или крестьянские подворья. Они бы в несколько раз больше давали продукции, но чиновники им не помогают в её сбыте, а предпочитают везти молоко, мясо, овощи из-за границы или других регионов. Бахвальство мифическими триллионными инвестициями и планами громадьём - вот сегодняшний стиль руководства наших забайкальских управленцев.

Стоит ли удивляться, в том числе и Валентине Матвиенко, что гвозди мы предпочитаем не сами делать, а вести из-за границы, где их изготавливают из нашего же металла. Как и многую другую продукцию. Как можно при таком подходе к делу выдержать экономические санкции?

В общем, не изменим стиль руководства – трудно придётся всем, вернёмся к тотальному дефициту. Конечно, возвратиться к плановой централизованной экономике нельзя, да и не нужно, но министрам надо всё же из купцов превращаться в менеджеров реальной экономики, реального производства.

И никаких гвоздей из-за границы.