Reuters: Procter & Gamble жалуется на невозможность вести бизнес в России

Обновлено в 17:05

Reuters: Procter & Gamble жалуется на невозможность вести бизнес в России
© BFM.RU

Procter & Gamble заявила о невозможности вести бизнес в России из-за санкций, ограничений для местных банков, а также из-за проблем с платежами и поставками. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на заявление компании, поданное в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Официальных заявлений от компании на этот счет на момент публикации статьи не было.

Позднее Business FM получила официальный комментарий компании: «Мы не объявляли о каких-либо изменениях нашей изначальной позиции, обозначенной в начале марта. P&G адаптировала и продолжит адаптировать свой бизнес в соответствии с постоянно меняющейся ситуацией. Мы уже перестроили нашу операционную деятельность в России, в том числе значительно сократили продуктовый портфель, чтобы сосредоточиться на повседневных товарах первой необходимости для здоровья, гигиены и персонального ухода, прекратили новые капиталовложения и приостановили всю медийную, рекламную и промоактивность».

Крупнейший американский производитель выпускает товары бытовой химии и гигиены под такими известными брендами, как Ariel, Tide, Lenor, Fairy, Pampers, Always, Gillette, Head & Shoulders, Pantene, Blend-a-med.

В марте P&G заявила, что прекратит все новые инвестиции в Россию и сократит свой портфель, оставив в нем средства для гигиены и здоровья. Оба российских завода компании в Петербурге и Новомосковске Тульской области производили 60% продаваемой в России продукции концерна.

С какими проблемами может сталкиваться компания в России? Комментирует гендиректор «InfoLine-аналитики» Михаил Бурмистров:

Михаил Бурмистров гендиректор «InfoLine-аналитики» «Procter & Gamble значительную часть сырьевых компонентов тех или иных полуфабрикатов получают с предприятий в других странах. С Польшей очень активная кооперация была настроена. Procter & Gamble — это тоже абсолютно наш производитель. Это международные компании, которые являются крупнейшими инвесторами в экономику России, которые дают работу тысячам людей. Пока мы видим, что в основном выходы из России международных компаний связаны с передачей бизнеса местным партнерам. Это тоже очень серьезный вызов в конечном счете для рынка, потому что есть вопрос использования бренда, вопрос, насколько партнер способен подхватить эту экспертизу, насколько он способен будет так же эффективно управлять предприятием. Но пока сейчас вот такой формат перехода — это наиболее мягкая история для рынка. Товары на полках остаются, за исключением некоторых импортных товаров, которые попали под какие-то прямые санкции или просто по которым прекращены поставки в Россию, а все-таки то, что производится в России, поставляется, и хочется верить, что поставляться будет».

Компания имеет около 2,5 тысячи сотрудников в России. Ее бизнес в России и на Украине составлял от 1,5% до 2% от чистых продаж и глобальной прибыли компании.

Независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов считает, что если FMCG действительно думает об уходе из России, то дело вряд ли в логистических проблемах и санкциях. По его мнению, здесь причины скорее политического характера:

— Речь идет о том, чтобы сохранить свой основной бизнес, пожертвовав на время бизнесом в России. Эта задача обрамляется в различные истории, проблемы и все остальное.

— Как можно расшифровать заявление о том, что дело в санкциях и логистике? С логистикой сейчас действительно есть проблемы?

— С логистикой проблемы есть всегда. По большому счету у них много предприятий в Европе, откуда они привозили свои компоненты. Точно так же, как через Белоруссию поставляли сюда креветки, есть логистические возможности через третьи страны привозить то, что необходимо, то есть это не является неразрешимой проблемой. Более того, можно наладить выпуск необходимых компонентов внутри страны, а это так или иначе связано с углеводородами, то есть тоже нет проблем, была бы политическая воля. Для российских производителей это шанс, или, как говорят сейчас, окно возможностей.

Как к происходящему относятся отечественные производители? Говорит гендиректор компании «Аметист» Георгий Новоточинов:

Георгий Новоточинов гендиректор компании «Аметист» «Это больше на самом деле лежит в плоскости затрат на рекламу и бюджета на продвижение в целом, которые данные компании могли себе позволить в несоизмеримо больших масштабах, нежели любой российский производитель. Многие относятся к этому как к возможности завоевать новые доли рынка, однако уходят именно сами компании, а их производство просто меняет владельцев, поэтому, на мой взгляд, в перспективе двух-трех месяцев произойдет замещение, и выйдут некие новые владельцы с новыми брендами, доля рынка просто несколько скорректируется. Поэтому текущие позитивные ожидания, которые многие мои коллеги разделяют, на мой взгляд, чересчур преждевременны. Говоря про возможности заместить, да, такие возможности есть, главная проблема, с которой сталкиваются наши производители, — это дефицит сырья, как общих видов, так и конкретных. Сейчас происходит изменение логистики, мы все находимся в попытке заместить потерянное для нас, производителей бытовой химии, сырье на китайские аналоги, это процесс не такой быстрый, на мой взгляд, он займет месяц-два».

В своем заявлении компания сообщила, что возможность продолжения бизнеса в России будет зависеть от влияния кризиса на розничных клиентов, поставщиков и дистрибьюторов.