Почему самокатам на городских улицах рады не все

Интересы участников этой драмы на колесах противоположные. Отсюда и сложность сюжета. Одни горожане хотят нестись со свистом, другие требуют такую возможность запретить. Прокатчики желают заработать сами, власти мечтают заставить их пополнять бюджет. Ну а окончательно все запутывает правовая неопределенность: ведь нам до сих пор неясно, что такое самокат.

Почему самокатам на городских улицах рады не все
© Российская Газета

Сюжет в разных городах развивается примерно одинаково. И начинается со скандалов и запретов. Так, в Омск одна из крупнейших кикшеринговых компаний зашла только в этом году (Новосибирск и Питер живут с самокатами с 2020 года). И муниципальные парки сразу же запретили омичам использовать их на своей территории. "Парк - место массового пребывания людей, пешеходная зона, в настоящее время нет соответствующей инфраструктуры для электросамокатов", - объяснило руководство.

Городские чиновники следом также объявили самокаты вне закона. Омская мэрия потребовала от прокатчиков в течение семи дней убрать все самокаты с территории города. В свою очередь, владельцы кикшеринга обратились к клиентам, попросив их писать обращения в мэрию, чтобы самокаты остались в Омске. Разгорелся скандал. Когда страсти улеглись, обе стороны перешли к диалогу. "Договорились, что представители омского филиала соберут и передадут в округа необходимые документы для выдачи разрешений на парковку самокатов, - рассказал мэр Омска Сергей Шелест. - Параллельно будем рассматривать и альтернативные варианты. Вся эта история вполне может работать в системе тендеров. Проговорили перспективы создания инвестиционной программы, в которой можно прописать все аспекты, в том числе создание специализированной среды для использования самокатов, велосипедов и другой техники".

Новосибирские чиновники предлагают считать самокаты... нестационарными объектами

До совместных инвестиционных программ отношения между властями и кикшеринговыми компаниями в других городах пока не доходили. Хотя инфраструктуры нет почти нигде. Будем надеяться, что Омску удастся этот опыт. Между тем в Санкт-Петербурге с кикшерингом пока работают в рамках заключенных договоров: в этом сезоне количество электросамокатов здесь увеличится в полтора раза. Весной власти подписали новые договоры с крупнейшими компаниями. Аналогичные соглашения, где предусмотрены ограничения по скорости и парковкам, действовали и в прошлом году. Они позволили "приручить" арендованные самокаты, сделав их безопасными, число штрафов, выписанных беспечным ездокам, снизилось. Кроме того, в городе работает "горячая линия", куда каждый житель может обратиться с жалобой или по работе кикшеринговых компаний. Они и сами заинтересованы в безопасности: "Мы фиксируем все случаи ДТП с участием наших электросамокатов, - говорит директор по маркетингу и PR Whoosh Юлия Камойлик. - У нас это менее 0,01 процента от всех поездок. Конечно, это не делает отдельные ситуации менее трагичными, но даже в сравнении с велосипедами - аварийность самокатов меньше".

Осложняет ситуацию тот факт, что в ПДД вообще нет такого транспортного средства, как самокат. Что такое самокат, как понимать термин "средство индивидуальной мобильности"? И как им управлять не на дороге, а в правовом поле? Пожалуй, самыми пытливыми в этом вопросе оказались новосибирские чиновники. У них появилась мысль считать самокаты... нестационарными объектами. Что следует из этой блестящей инициативы? Например, то, что каждый из 2000 самокатов нужно зарегистрировать как объект. А еще должен быть план размещения, и прочее, и прочее...

Это предложение пока обсуждается, в том числе с прокуратурой. А до этого в Новосибирске вспыхнул очередной скандал: мэрия объявила, что делает кикшерингу последнее предупреждение, а с 4 мая начинает изымать самокаты с улиц. Оказывается, процесс соглашений здесь не довели до конца. По словам начальника городского департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства Виталия Витухина, заключенные соглашения обязывают самокатный бизнес согласовать места под парковки. А компании этот пункт игнорируют - согласовали только 28 парковок, и все в одном районе города. Как будут развиваться события, увидим, до 4 мая осталось совсем немного. Но очевидно, что до развязки в самокатном деле еще далеко.

Между тем

В Томске дебют самокатной истории, кажется, будет цивилизованным. О намерении осуществлять предпринимательскую деятельность по кикшерингу здесь заявили две федеральные компании - то есть заявили, а не внезапно засыпали город самокатами. В мэрии же заранее (!) разработали проект соглашения, который станет универсальным правовым актом, определяющим все принципы работы компаний по предоставлению аренды самокатов.