ЦБ прогнозирует падение спроса на офисных сотрудников

Спрос на белых воротничков — офисных сотрудников — будет падать. А на представителей рабочих профессий — расти, рынок труда испытывает в них дефицит. Такой прогноз содержится в свежем докладе Центробанка о денежно-кредитной политике.

ЦБ прогнозирует падение спроса на офисных сотрудников
© BFM.RU

Сейчас конкуренция для юристов, экономистов, бухгалтеров — от трех до девяти человек на место, в то время как среди рабочих условного предприятия по добыче сырья конкурс — три человека на место, пишет ЦБ.

Из-за этого дисбаланса зарплаты рабочих растут, отмечает регулятор: в феврале они ускорили рост до 12% в годовом выражении. Уровень реальной зарплаты с учетом инфляции — до 2,5%.

Отчасти повлияла пандемия — часть офисных сотрудников перешли на удаленку, часть — уволились. Теперь сказалась еще и приостановка работы многих зарубежных компаний, которые держали в России свои офисы. О том, где белые воротнички будут искать себе работу, Business FM попросила HR-специалистов:

Директор по персоналу компании ZTE Владимир Федотов:

«Касаемо белых воротничков, их часто называют вымирающим видом, которого скоро не будет, и просто уже готовы им в шляпу кинуть монету и пожелать им удачи. Однако не все так пессимистично, как видится со стороны представителей высокотехнологичного сектора. Рынки Европы и США закрыты, также в силу эпидемиологических ситуаций закрыт путь в Азию, в первую очередь — в Китай. Однако образуются высокотехнологичные кластеры в бывших соцреспубликах, там, где их ранее не было, — Узбекистан, Казахстан, Армения. Если говорить о том, что мы просто не будем повышать зарплату, оставим все как есть в период дикой инфляции, мы придем к тому, что постепенно начнется перетекание. Получить гражданство не представляет никакой сложности, работать там одно удовольствие, очень много русскоязычного населения. Раньше они уезжали в Европу, и мы конкурировали с Германией, с Америкой, сейчас будем конкурировать с Узбекистаном, Казахстаном, Арменией и другими государствами. Очень много перетекает в смежные профессии, пытаются найти себя даже в роли синих воротничков. В нашей компании, где я работаю, я также видел примеры того, как специалисты уходят в IT-сферу, смежную с телекомом, или начинают заниматься работой руками. Поэтому, безусловно, это будет такой дауншифтинг, некое понижение. Но другого пути никакого не остается. Либо же пытаться всеми способами и силами оставить свою квалификацию и эмигрировать во вновь образующиеся кластеры».

Замгендиректора по работе с профессиональным сообществом компании АNCOR Татьяна Баскина:

— Ситуация с нехваткой и дефицитом кадров в сегменте так называемых синих воротничков продолжается уже как минимум последние лет семь-десять. Меняются акценты по отраслям, по специализациям, появляются новые технологии. Что касается белых воротничков, то ситуация очень неоднородна. Очень разнообразные профессии, от юристов и IT-специалистов до административно-поддерживающего персонала. Говорить, что здесь меньше предложений, не совсем корректно.

— А куда пойдут невостребованные люди?

— Свои знания люди могут применить в сфере автоматизации. Во-первых, потому что это тренд. А во-вторых, программировать те или иные алгоритмы должны профессионалы. Иногда кандидаты офисных профессий или условно гуманитарных профессий опасаются, что все, что связано с автоматизацией и роботизацией, им неподвластно. Это совершенно не так.

Управляющий директор кадровой компании «Юнити» Феликс Кугел:

«Сжатия определенного количества высококлассных профессионалов вполне можно ожидать. Это происходит каждый раз, когда на рынке случаются те или иные негативные эффекты, что приводит к выбросу человеческого потенциала назад на рынок в поисках работы. Все зависит от той или иной индустрии, но я не думаю, что это будет какое-то грандиозное количество людей, которые потеряют работу и будут ее искать. А с точки зрения синих воротничков — да, рост есть, был и будет, потому что у нас была всегда их нехватка. Пандемия размягчила почву. Многие люди привыкли к удаленке, и сказалось снижение рыночной активности — кто-то был в отпусках, кто-то уходил. Весь этот процесс полностью не вернулся на ту платформу, которая была до пандемии».

Безработица в России по итогам этого года может вырасти вдвое, превысив 9% впервые за десять лет, сообщало ранее Bloomberg. А по прогнозу Центра стратегических разработок, по итогам года в зоне риска в России окажется около 2 млн рабочих мест.