Импортеры рассказали о проблемах на фоне укрепления рубля, санкций и изменения логистики

Власти РФ отменяют обязательную продажу экспортерами валютной выручки. Теперь они будут обязаны продавать не 80%, а лишь половину.

Импортеры рассказали о проблемах на фоне укрепления рубля, санкций и изменения логистики
© BFM.RU

В Минфине объяснили это решение стабилизацией валютного курса. Рубль на это заявление практически не отреагировал.

В понедельник 23 мая доллар и евро продолжили падение. Европейская валюта стоила меньше 59 рублей, американская — ушла в район 57. Официальные курсы на 24 мая — 58,2 рубля за доллар и 60,3 — за евро.

Основная причина — это резкое сокращение импорта из-за санкций. Соответственно, импортеры стали гораздо меньше покупать доллары и евро. Если это продолжится, вскоре запасов иностранных товаров, от которых зависит импорт России, может не хватить. Business FM поговорила с импортерами об их проблемах.

Павел Брун — бизнесмен из Петербурга, руководитель компании «МастерПроф». Она занимается в том числе импортом инженерной сантехники. Ранее закупала товары и в Европе, и в Китае. Теперь европейский рынок закрыт, поэтому пришлось почти полностью перейти на КНР. При этом пришлось поменять логистику. Раньше товары возили через порт в Роттердаме. Теперь — поездом из Китая через Казахстан.

«Сейчас в основном везем все из Китая, этот ассортимент. До сих пор курс рубля сильно скакал, то был ослаблен, то поднимался. Все поставщики из Китая взяли паузу. Две-три недели назад мы начали размещать заказы, [организовывать] логистику [по] новым маршрутам, поездом через Казахстан. Соответственно, контейнеры в эти дни выходят из Китая. Как они доедут, мы пока не знаем. Время покажет. Ожидается, что 21-25 дней они будут ехать, и [окажутся] в Петербурге на таможне, а как будет по факту, пока не знает никто. Поставки напрямую из Китая в Петербург водным транспортом шли через Роттердам с перегрузкой, там контейнеры все застряли, и вот сейчас мы опять возвращаемся к маршруту через Казахстан. Каким образом этот маршрут будет работать и в какие сроки, [пока непонятно], для большинства он новый. [Что касается расчетов], мы пока не сталкивались [с проблемами]. Есть большие трудности в работе с санкционными банками в осуществлении платежей. Однако остались и банки, которые могут производить расчеты в валюте с Китаем именно в долларе». Евгений Келин — владелец полиграфического бизнеса из Петербурга. По словам бизнесмена, большую часть продукции производят в Европе, но теперь партнеры временно прекратили отношения. Сейчас полиграфические компании работают на старых запасах, которые закончатся через несколько месяцев, а дальше придется закрываться. Что же касается параллельного импорта, предприниматель не понимает, каким образом можно привезти в обход санкций сложное оборудование или детали к нему. [Большей части поставок нет]. Так как мы типография, это касается бумаги, краски, дополнительных материалов, оборудования — все это процентов на 85 европейского производства. Это стало сейчас для большинства типографий недоступно. Вот современная печатная машина, которая используется для изготовления рекламы, периодики, упаковки. Стоит такая машина примерно 3-3,5 млн долларов. У этой машины есть индивидуальный идентификационный номер, это как самолет: чтобы на нее заказать какую-то запчасть, вы сообщаете производителю номер своей машины, он открывает каталог и видит, что эта машина из Российской Федерации. В связи с ужесточением санкций и борьбой с путями обхода европейские компании тоже не хотят неприятностей, поэтому [такая компания] скажет: «Ребята, извините, но вы под санкциями, вот в эту страну мы вообще не поставляем». И как можно это обойти, если это в большинстве случаев фактически запчасти только для этой машины? И еще хуже, чтобы понять, что с этой машиной произошло, нужно подключить ее к онлайн-сервису на заводе. Инженеры входят непосредственно в сервис-машины, находят [машину], у которой проблемы, говорят инженеру в России, что он должен посмотреть, проверить. Он смотрит, проверяет, отсылает отчет, и на основании этого прямо на заводе принимает решение, какой узел необходимо заменить. Сейчас такого сервиса нет, потому что все печатные машины европейских производителей отключены от сервиса».

Президент некоммерческого партнерства «Независимые импортеры» Михаил Кулябин рассказывает, что одна из главных проблем — оплата за иностранные товары. Из-за неопределенности зарубежные банки в один день могут принять деньги из России, а в другой — отказывают. И точно также ведут себя поставщики. В целом ситуацию предприниматель описывает словом «самодеятельность».

— Проблема сейчас не в курсе, а в способах доставки и оплаты, потому что не все банки проводят платежи, не все страны, не все банки принимают платежи. Пока нет закономерности, на основе которой можно было бы делать выводы. Все меняется слишком стремительно.

— Получается, каждый раз, когда ты отправляешь платеж за товар, ты не уверен, что он дойдет, не зависнет и так далее?

— Да, потому что это еще зависит и от суммы. Если мелкая сумма, то с большей вероятностью [платеж] пройдет быстрее, а чем больше, тем больше вероятности, что он где-то затормозится. Неопределенность, неразбериха у всех примерно одинаковая. Потому что токсичность российского бизнеса является определяющей, а дальше все зависит уже от смелости банка-плательщика и банка-получателя, а также от нюансов [относительно] компании-плательщика, компании получателя. Те же банки-плательщики сегодня принимают [платеж], а завтра они чего-то испугались и начинают возвращать [деньги]. Послезавтра они одумались и снова принимают, и так же со всеми контрагентами. Какие-то поставщики отказываются работать, потом соглашаются, потом снова отказываются, потом выдвигают какие-то условия — самодеятельность.

РБК со ссылкой на Минэкономики сообщило, что укрепление рубля находится на пиковых уровнях. Что касается экономических запасов, ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявляла, что Россия может жить за их счет, но они не вечные.