Река грузовая: как главная водная артерия Москвы становится магистралью для доставки товаров и стройматериалов

22 июня на причал в Капотне прибыл самый крупногабаритный груз, доставленный по реке. «Вечерняя Москва» выяснила, насколько востребованы и перспективны грузоперевозки по воде.

Река грузовая: как главная водная артерия Москвы становится магистралью для доставки товаров и стройматериалов
© Вечерняя Москва

Отгрузка российского крупногабаритного оборудования для стройки комплекса глубокой переработки нефти стала по-настоящему историческим событием.

— Такой крупный груз впервые в России был доставлен по реке. Весит оборудование более 1200 тонн, — сказала замглавы Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Дарья Степанова.

По словам Антона Репкина, исполнительного директора логистической компании, занимавшейся проектом доставки этого груза, в этом году на причал в Капотне прибудет еще несколько подобных грузовых судов.

— Планируем привезти груз еще на 12 баржах и четырех судах, — пояснил он.

Антон Репкин подчеркнул, что доставка грузов по воде — перспективное направление. С этим мнением согласен и заместитель гендиректора дирекции Московского транспортного узла Петр Красиков.

— В 2021 году объем грузовых перевозок водным транспортом в Москве и Московской области составил порядка 7,7 миллиона тонн, что на 13,2 процента больше показателя 2020 года, — отметил эксперт.

По словам Красикова, в Москве внутренний водный транспорт осуществляет перевозку в основном нерудных материалов для Строительного комплекса, а также Комплекса городского хозяйства.

— Наличие грузовой инфраструктуры водного транспорта повышает логистические возможности мегаполиса и обеспечивает межвидовую конкуренцию при организации доставки грузов, — добавил он.

Кроме того, водный транспорт имеет уникальные преимущества по транспортировке генеральных грузов. Так, в 2019 году была организована доставка в Москву тоннелепроходческого комплекса «Победа».

— В Москве перевалка грузов с водного транспорта осуществляется на трех объектах общей мощностью порядка четырех миллионов тонн: «Причал № 30», Северный и Южный речные порты, — уточнил Петр Красиков.

Что касается перспектив, то, считает эксперт, более полное раскрытие потенциала внутреннего водного транспорта внесет большой вклад в снижение транспортных издержек при доставке грузов в Москву в условиях жестких экологических, градостроительных и транспортных ограничений. Также это поможет существенно снизить нагрузку на железнодорожную систему.

— Повышение роли внутреннего водного транспорта при доставке грузов в Москву в навигационный период обеспечит снижение нагрузки на автомагистрали со стороны крупнотоннажных грузовых автомобилей. Это окажет благоприятное влияние на качество автомобильного сообщения агломерации и экологическую ситуацию в городе, — заключил Петр Красиков.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Объем переработки грузов в Южном речном порту за 2020 год составил 1 047 000 тонн. В порту было обработано 5949 вагонов, что больше, чем в 2019 году, на 78 процентов. Кроме того, в Южном речном порту было обработано 4195 вагонов со щебнем, а также 1210 вагонов с металлоломом. Во время навигации в порту было обработано 62 судна, в том числе 35 судов со щебнем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Богдан Антоненко, председатель правления Объединенной ассоциации перевозчиков России:

— На мой взгляд, речные грузовые перевозки для Москвы имеют довольно большие перспективы. Хотя, конечно, дальнейшее развитие этого направления будет зависеть от влияния внешнеэкономических тенденций, а также международных торговых ограничений, которые вводятся из-за санкций. Но в целом мы пока не видим по отрасли никакого спада активности, а ценовая политика многих компаний осталась на прежнем уровне. При этом показатели объема грузоперевозок из года в год увеличиваются, что не может не радовать.