Объем грузопотока по Севморпути за I полугодие прирастет на 5–7%

На совещании подтверждена информация о том, что к 2024 году планируется создать инфраструктуру для увеличения грузопотока по СМП до 80 млн т ежегодно (для сравнения, в 2021 г. объем перевозок достиг около 34,9 млн т) и повышения суммарной мощности портов на Севморпути до 83 млн т.

Объем грузопотока по Севморпути за I полугодие прирастет на 5–7%
© РЖД-Партнер

Отмечено также, что грузовая база для Северного морского пути будет расширяться за счет северных месторождений Сибири и Дальнего Востока. Например, запуск горнодобывающего кластера в Якутии возле поселка Усть-Куйга (включает в себя Кючусское золотоносное, Тирехтяхское и Депутатское оловосодержащие месторождения) плюс развитие прочих проектов в регионах Арктической зоны могут обеспечить дополнительно 10 млн т грузопотока в год.

Безусловно, большая загрузка СМП связывается с разработкой запасов углеводородов в Ямало-Ненецком автономном округе. В частности, за счет месторождений Ямала и Гыдана (эти проекты ведет ПАО «Новатэк») в РФ предполагается довести ежегодное производство сжиженного газа до 80–90 млн т, прогнозируют в Минэнерго.

Правда, сейчас, в условиях санкций, стоит важный вопрос, насколько Россия сможет ускорить разработку собственных технических и технологических решений для СПГ-отрасли, а также запустить их в серию. За рубежом соответствующая индустрия формировалась десятилетиями. Например, крупным лицензиаром технологии смешанного хладагента является немецкая Linde. Как инжиниринговая компания, она шла к этому опыту 40 лет.

Российские производители, в свою очередь, достаточно амбициозны. Так, «Атомэнергомаш» освоил производство среднетоннажных спиральновитых теплообменников (является одной из центральных технологических систем СПГ-завода). В его планах – расширение номенклатуры оборудования для проектов крупнотоннажного производства.

Сегодня немаловажно, чтобы выигрывалось время, которое критично в нынешней ситуации. Ведь в случае если процесс появления новых СПГ-мощностей в РФ начнет отставать от мирового тренда, рыночное окно возможностей для российского продукта будет сужаться.

Для оптимизации трудовых и временных затрат целесообразно более широко задействовать имеющиеся в стране площадки и компетенции, убежден заместитель коммерческого директора ООО «Газпромбанк Развитие активов» Арсений Наумов.

«В портфолио «Новатэка» есть проекты гораздо меньше, но которые всем инжиниринговым компаниям-участникам дадут возможность, не рискуя деньгами, подтвердить работоспособность технологии», – отметил он, выступая на ПМЭФ-2022.