Правительство Новосибирской области заподозрили в нарушении антикоррупционного  регламента

Напомним, что 25 мая 2022 года Зинаида Горбатенко, Яна Дробноход, Анна Евтушенко, Владимир Салтевский, Владислава Шандараева и Артем Щекин обратились с иском в Новосибирский областной суд. Ответчиками по делу значатся губернатор Андрей Травников, Правительство Новосибирской области и первый заместитель Председателя Правительства НСО Владимир Знатков, который 9 февраля 2022 года подписал Постановление Правительства № 40-п (в это время Знатков исполнял обязанности губернатора). Этот документ в свою очередь внес изменения в Постановление Правительства № 72-п от 18 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области».

Из всего Постановления, датированного 9 февраля, общественники требуют исключить только одну фразу «приостановить проведение публичных массовых мероприятий с участием граждан». По мнению истцов это ущемляет их гражданские права и свободы. Первое заседание по делу вскрыло несколько правовых нюансов, которые могут обернуться скандалом.

Приостановка проведения «публичных массовых мероприятий с участием граждан» в числе прочего обосновывалась и письмом Александра Щербатова от 27 января 2022 года. В нем главный санитарный врач Новосибирской области просил губернатора ввести дополнительные антиковидные ограничения из-за роста заболеваемости и смертности от COVID-19.

Но этим письмом Александр Щербатов не просил «приостановить (ограничить) до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки проведение публичных и иных массовых мероприятий с очным участием граждан». С такой рекомендацией руководитель территориального управления Роспотребнадзора обратился в областное правительство несколько дней спустя 2 февраля 2022 года.

Кроме этого, истцы обратили внимание на то, что опубликованный проект Постановления Правительства №40-п не содержал требования о приостановке «публичных, массовых мероприятий с участием граждан».

- На сайте «Электронной демократии» нормативные документа размещаются с целью проведения антикоррупционной экспертизы, чтобы граждане могли зайти на этот ресурс и высказать какие-то замечания. И срок рассмотрения этих замечаний по проекту этого постановления был установлен с 1 февраля по 8 февраля, а 9 февраля уже был принят итоговый документ. То есть, с 1 по 8 февраля принимаются замечания по одному документу, а в итоге принимается другой, где есть норма, которую мы как раз и оспариваем. Ее, видимо, добавили в самый последний момент, ­- прокомментировала ситуацию Ольга Нечаева, один юристов, представляющих новосибирских общественников в суде.

Кроме того, представитель ответчиков в судебном заседании сослалась на пункт 15.1. Постановления губернатора № 134 «О Порядке подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных актов Губернатора НСО, Правительства НСО», установивший что антикоррупционной экспертизе не подлежат нормативные акты, которые касаются исполнения решений координационного штаба по распространению COVID-19.

При этом пункт 15.1. был включен в базовое Постановление губернатора № 134 только 18 февраля 2022 года. То есть 9 февраля, когда в регионе вводились ограничения на проведение публичных массовых мероприятий, еще никто не отменял проведение антикоррупционной экспертизы применительно к таким нормативным актам.

- Мы считаем, что ответчиками было допущено нарушение регламента по проведению антикоррупционной экспертизы, которая должна была проводиться, потому что этот документ затрагивает прав и свободы граждан на участие в публичных мероприятиях, - заявила Ольга Нечаева.

Следующее заседание по делу назначено на 21 июля.

Также «Прецедент» писал о том, что 11 июля во время оперативного совещания губернатора было заявлено о скором снятии ограничения на проведение массовых мероприятий.

– Мы подготовили проект изменений в постановление правительства региона №72-п. Учитывая, что многие ограничения были сняты ранее, мы рекомендуем отменить ограничения по заполняемости, условия, исходя из площади на одного посетителя при проведении спортивно-физкультурных мероприятий, при осуществлении деятельности в области физкультуры и спорта в аквапарках, аттракционах, детских развлекательных центрах. Проектом предлагается снять ограничения на проведение массовых мероприятий с участием граждан, в том числе, религиозно-массовых обрядов. Кроме того, предлагаем отменить обязанность по обеспечению соблюдения масочного режима работниками юрлиц и ИП при оказании услуг населению, – рассказал первый заместитель губернатора Юрий Петухов. Светлана Воронкова