Санкции Запада не остались без ответа

Кредитные каникулы, поддержка строителей, новые правила оборота лекарств, амнистия капиталов, легализация параллельного импорта — этой весной депутаты и сенаторы приняли около 70 антикризисных законов. Это почти четверть всех нормативных актов, которые рассмотрели и одобрили за эту сессию.

Санкции Запада не остались без ответа
© Парламентская газета

Первый пакет

Первый антикризисный пакет кабмин внес в Госдуму в ночь на 3 марта. А уже 4 марта депутаты и сенаторы его приняли и одобрили. Поддержка людей и бизнеса основывалась на механизмах, отработанных еще в пандемию. Например, кредитные каникулы. В этот раз ими можно воспользоваться до 30 сентября 2022 года.

Первый пакет также отменил проверки в малом бизнесе на год, а в IТ-секторе — до конца 2024 года. Кроме того, бизнес теперь может работать без продления лицензий, прохождения оценки по бессрочным лицензиям и квалификационных экзаменов.

Отдельно для строительной отрасли упростили изменение проектно-сметной документации. Это позволило оперативно заменять недостающие материалы иностранных производителей на отечественные.

Амнистия капиталов и кредитный маневр

Тогда же, в начале марта, приняли закон о четвертой амнистии капиталов. На этот раз россиянам предложили задекларировать не только ценные бумаги, но и другие финансовые активы, под амнистию попали и наличные деньги.

Параллельно внесли изменения в Уголовный и Налоговый кодексы, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Так, участников амнистии освободили от уголовной ответственности за финансовые деяния, совершенные до 1 января 2022 года.

А чтобы обеспечить российские платежи в условиях санкций, 5 марта президент подписал указ, по которому иностранные кредиторы могли открыть в российском банке счет в рублях, чтобы на него им переводили причитающиеся деньги.

Платить по такой схеме могут государство, регионы, муниципалитеты и компании, которые имеют долги перед кредиторами из государств, совершающих в отношении России недружественные действия. При этом конвертировать рубли в иностранную валюту можно, но только при наличии разрешения правительственной комиссии.

Второй пакет

Рассмотрение законов из второго антикризисного пакета началось 22 марта. Тогда парламентарии отменили на 2021—2022 годы налог на доходы по вкладам в банках, а оценочную стоимость автомобилей, с которых платят повышенный транспортный налог, увеличили с трех до десяти миллионов рублей.

Также на пять лет снизили с 20 процентов до нуля налог на добавленную стоимость для гостиниц, а для IT-компаний на 2022—2024 годы ввели нулевой налог на прибыль. Кроме того, до 31 декабря 2024 года продлили полномочия субъектов устанавливать налоговые каникулы в виде нулевого НДС для физлиц, которые впервые зарегистрировались как ИП и в течение двух лет со дня регистрации перешли на упрощенную или патентную систему налогообложения.

Также ввели и новый порядок перехода международных компаний под российскую юрисдикцию. Например, сократили сроки рассмотрения таких заявлений. А российским компаниям за рубежом дали возможность вернуться в страну на льготных условиях.

«Не серый» импорт и немодная Болонь

После введения санкций и ухода из России ряда международных компаний в конце марта сразу несколько ведомств предложили легализовать параллельный, или «серый», импорт — ввоз в страну оригинальных товаров без разрешения владельца бренда.

По схеме, подобной параллельному импорту, в нашу страну проступало много товаров инвестиционного назначения еще в 90-е годы прошлого века, напомнил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов (ЛДПР): «В нулевые годы парадигма промышленной политики изменилась. Мы перешли на формулу инвестиции вместо импорта. Сегодня снова есть необходимость открыть каналы насыщения розничного рынка всем, что нужно людям для удовлетворения их повседневных потребностей».

А в апреле все российские вузы исключили из Болонского процесса. Об этом сообщил замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

В ответ на это в Совфеде предложили вернуться к специалитету при обучении востребованным экономикой профессиям. Именно так в стране раньше и готовили высококвалифицированные кадры, пока их не потеснили бакалавры и магистры. Параллельно с сенаторами поправки в Закон «Об образовании», касающиеся Болонской системы, подготовили и в Госдуме — там предложили вузам самим решить, какой формат обучения выбирать.