Скандал в киноиндустрии: студенты актерских вузов утверждают, что их вовлекали в финансовую пирамиду Qnet

Чего только не сделаешь, чтобы стать звездой кинематографа. Особенно когда ты восходящий талант или абитуриент актерского вуза. Несколько дней назад в Сети разразился скандал: начинающий актер опубликовал разоблачительные переписки с представителями компании QNET, якобы вовлекшей его подруг в финансовую пирамиду. Посты распространились в актерской среде, историю подхватили и селебрити, в числе которых Стася Милославская. Super удалось связаться с девушкой, которая оставила QNET 1,5 миллиона рублей, и узнать подробности произошедшего.

Скандал в киноиндустрии: студенты актерских вузов утверждают, что их вовлекали в финансовую пирамиду Qnet
© Super.ru

Все началось с поста молодого актера с никнеймом Чингиз Глыба. Парень узнал, что его близких подруг и коллег по цеху вовлекали в сетевой маркетинг, и решил предать историю огласке.

«Ребята долго рассказывают, какая у них активная жизнь, как у них много связей в киноиндустрии. После предлагают помощь в продвижении тебя как актера, новые знакомства, большие проекты. За это ты должен купить бизнес-аккаунт за 200 000 рублей», — написал он в запрещенной соцсети. Историю начали шерить актеры. Среди них были уже упомянутая Стася Милославская, восходящая звезда Лиза Шакира и другие.

За несколько дней Чингиз собрал не один десяток писем. Свое обращение он опубликовал во всех социальных сетях. Среди потерпевших оказалась девушка Юля (имя изменено) — та самая, которая вложила в компанию около 1,5 млн рублей и успела пригласить туда всех друзей и родственников.

По словам начинающей актрисы, в сетевой маркетинг она попала по приглашению друга. Сначала Юля не понимала, о чем идет речь, но в итоге доверилась близкому человеку и разговорам о больших доходах и связях.

«Я приехала к ним в офис, меня провели в маленький кабинет — переговорную. Встретили представители компании, спросили, что мне известно об их деятельности. Когда я ответила, что ничего, нарисовали на доске пирамиду», — рассказывает Юля.

Служащие разъяснили незамысловатую схему работы: чтобы стать партнером компании, необходимо внести 200 тысяч рублей. В обмен на щедрый спонсорский взнос девушке обещали купить путевку на отдых, часы или ювелирное украшение. Одновременно она становилась полноценным представителем компании и могла продавать услуги и получать проценты с продаж вместе с дополнительными 5% за каждого приглашенного друга. Наконец, вишенка на торте — гарантия хороших связей в сфере кино.

Дальше — больше

После того, как девушка приняла предложение, ей порекомендовали вложить еще 400 тысяч рублей — для того, чтобы якобы быстрее прийти к желаемому результату. Таких денег у Юли уже не было — пришлось занимать у друзей. Представители компании настаивали: чем больше приглашенных, тем выше доход. Чтобы помочь актрисе найти деньги, коллеги предложили ей взять кредит. После того как Юля освоила все три «базовые точки», она могла пригласить четырех бизнес-партнеров — тогда ей посоветовали позвать брата или сестру.

«Самое страшное — тебя начинают настраивать против друзей и родственников. Говорят, что твои близкие тебе никто, раз они не могут занять тебе денег, что они никогда тебя не любили. Это напоминает секту. Люди, которые попадают внутрь, перестают понимать, что вообще происходит», — рассказывает Юля.

По ее словам, никакого договора при этом она не подписывала, все решалось устно. Юля приводила все больше друзей, а простая арифметика фирмы становилась все более занимательной. «Меня начали просить дать в долг денег тем, кого я приглашаю, потому что им якобы не дают кредиты. Когда я отказывалась, они начинали давить, мол, мы знали, что ты на такое не пойдешь, но нужно учиться рисковать, иначе ничего не выйдет. Представители компании создают образ закрытости сферы, человек невольно начинает ею интересоваться, параллельно соблазняясь на разговоры о высоких заработках. На деле все эти люди погрязли в кредитах. Одна из работниц как-то сказала мне, что ее долг составляет 3 миллиона рублей».

Сейчас система вовлечения изменилась. Ловят на живца так: организуют совместные с кинозвездами вечеринки, показывая жертве красивую обертку богатой и успешной жизни. Поэтому в компании так много молодых ребят-актеров.

Не пирамида, а модернизированный маркетинг

Super удалось связаться с независимым представителем компании QNET режиссером Элен Нелидовой. По ее словам, бизнес не имеет никакого отношения к финансовой пирамиде.

«Профессиональные маркетологи понимают, что в нашем модернизированном бизнесе есть конкретный продукт. Наши товары можно приобрести как для себя, так и для продажи на стороне. То, что девушку заставляли вкладывать большие деньги сразу, нечастая практика. Каждый новый независимый представитель — так в QNET называют тех, кто решает работать на себя — использует свои методы для достижения цели, они не всегда проверенные и адекватные».

Согласно Элен, купить бизнес-аккаунт невозможно. Если человек хочет стать независимым представителем и зарабатывать вместе на рекомендациях, он может зарегистрироваться в «ветку» к человеку, который познакомил его с компанией, или присоединиться самостоятельно за 30 долларов. После этого он начинает получать средства с продаж. «Если начать развивать бизнес, нужно активировать «точки дохода». Их три: на второй и третьей можно купить или продать продукт на сумму от 300 долларов. На четвертой и выше покупка должна быть совершена не менее чем на 900 долларов. Начиная с третьей точки человек может пригласить четырех бизнес-партнеров и получить с каждого по 5%. Никто никого ни к чему не принуждает. Можно просто заниматься инвестициями, необязательно приглашать друзей, чтобы получать проценты. Это просто бонус», — объясняет Элен.

Сама компания, как она говорит, с киноиндустрией напрямую не связана. Присутствие в компании большого числа актеров — случайность: «тусовка» разрастается, закономерно привлекая знакомых людей одной профессии.

Двое других пострадавших рассказали Super: они испытывали давление со стороны представителей QNET — начинающих актеров и режиссеров. В авантюру их якобы вовлекли выпускники ВГИКа Дмитрий Мальков, Дарья Харченко и та самая Элен Нелидова.

Что говорят юристы?

Super связался с президентом правозащитной организации «Коллективная защита» адвокатом Маратом Аманлиевым. По словам эксперта, бизнес-направленность компании не освобождает ее сотрудников от ответственности, а деятельность фирмы требует проверки.

«Товар в данном случае выступает лишь инструментом введения в организацию, сильно похожую на финансовую пирамиду. Суть этой «маркетинговой модели» заключается в том, что нужно завлечь человека в эту сеть, заставить купить некий товар, затем склонить на систематической основе приводить новых «независимых агентов». Они, в свою очередь, купят этот же товар. Тогда первоначальный инвестор получит компенсацию своей покупки и в какой-то момент дойдет до реферальных комиссионных (реферал — участник партнерской программы, зарегистрировавшийся по рекомендации другого. — Прим. ред), на которых наконец начнет зарабатывать. Скорость возврата покупки для первого потерпевшего зависит от того, сколько человек он сможет привести в компанию и сколько новых покупателей приведет его реферал и реферал его реферала. И как только в этот «модернизированный сетевой маркетинг» перестанут приходить новые покупатели, все зафиксируют свой убыток, потому что прекратятся выплаты.

Наличие целого набора договоров, политик, правил и процедур не означает, что за всем бумажным барельефом правоохранительные органы не усмотрят состав уголовного преступления, например мошенничества, если таковые признаки будут обнаружены. Деятельность любой компании, занимающейся сетевым маркетингом, следует тщательно проверять, если на нее массово поступают жалобы».

Многие потерпевшие отказывались комментировать ситуацию и рассказывать нам свои истории. Сейчас они собирают коллективный иск и призывают других пострадавших присоединяться. Кто прав, кто виноват, будет решать суд.