Бутлегерам придумали новое испытание

Сегодня, если следователи изымут в ходе оперативно-разыскных мероприятий спирт, это событие само по себе не может стать основанием для внеплановой проверки Росалкогольрегулирования и контрольно-надзорных мероприятий. Потому что у алкогольной продукции нет статуса вещественных доказательств по уголовному делу. Теперь внеплановые документарные проверки ведомство сможет организовать без согласования с прокуратурой, если получит материалы об изъятии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо оборудования для их производства. Соответствующее постановление Правительства вступает в силу 11 сентября. В Совете Федерации между тем предлагают свои поправки, которые позволят в случае их принятия серьезно противодействовать подпольному производству спиртного. «Парламентская газета» выясняла подробности.

Бутлегерам придумали новое испытание
© Парламентская газета

Проверять можно и без вещдока

Бюджетные доходы от подакцизных товаров — алкоголя, пива и табака - сегодня превышают триллион рублей в год, а потому любой сбой в администрировании этих сборов даже на один-два процента означает недополучение бюджетом серьезных сумм. 

Как пояснил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин, важно, чтобы не только налоговое администрирование было на высшем уровне, но и действующее законодательство позволяло сократить объемы выпадающих доходов в консолидированный бюджет страны.

Устранение существующих правовых лакун в этом направлении также этому поспособствует, особенно в части проверок подозрительных предприятий.

К примеру, сегодня, если следователи изымут в ходе оперативно-разыскных мероприятий суррогатное пойло, это событие само по себе не может стать основанием для внеплановой проверки и прочих и контрольно-надзорных мероприятий. Потому что у алкогольной продукции нет статуса вещественных доказательств по уголовному делу.

С 11 сентября это обстоятельство уже не будет считаться препятствием для проведения внеплановых документарных проверок. Теперь, согласно постановлению Правительства от 02.09.2022 №1551, Росалкогольрегулирование сможет нагрянуть к бутлегерам без согласования с прокуратурой, если получит материалы об изъятии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо оборудования для их производства.

Производство нелегального спирта нужно сократить

Основательно потрепать водочную мафию, а то и вовсе ее ликвидировать станет возможно, если законом закрепить отгрузку медицинского спирта потребителям только при наличии у них лицензии на право использования высокоградусного вещества. За нарушение правила с поставщика будет удержан акциз в размере 70 процентов от стоимости товара, который сейчас взимается только с пищевого этилового спирта. Такие поправки сенаторы планируют внести в Госдуму в осеннюю сессию, заверил Сергей Рябухин.

«Отгружать медицинский спирт мы предлагаем только тем потребителям, которые имеют лицензию. При этом на оптовика будут начисляться акцизы. Но если он отгружает спирт только тем организациям, которые имеют лицензию, и, следовательно, спирт не уходит налево, то тогда при проверке ФНС с него снимется необходимость уплачивать этот акциз. Если же он нарушил правила и отгрузил медицинский спирт организации, которая не имеет права с ним работать, то акциз на него начислится в полном объеме как на этиловый спирт», — отметил сенатор.

Он напомнил, что сейчас медицинский спирт освобожден от акцизов и криминал пользуется этой лазейкой.

«Тема строгого лицензирования на всех этапах производства спирта— от отгрузки до оптовой реализации — сегодня детально прорабатывается в палате регионов. Совет Федерации с Госдумой в этом вопросе объединили усилия. Нас поддерживает председатель думского экономического комитета Максим Топилин, Правительство на нашей стороне», — уточнил Сергей Рябухин.

По его словам, в осеннюю сессию сенаторы намерены совместно с Правительством и Минфином разработать положение и законодательный порядок регистрации производителей пивной продукции. В стране сегодня работают около двух тысяч производителей пенного напитка и, по мнению парламентария, все они должны быть занесены в соответствующий реестр.