Эксперты: отсутствие параллельного импорта алкоголя не вызовет его дефицита в РФ

МОСКВА, 13 сентября. /ТАСС/. Недостатка крепких алкогольных напитков на полках российских магазинов не ожидается даже в преддверии Нового года, несмотря на уход известных брендов и отрицательное заключение Минфина на предложение включать их продукцию в перечень для параллельного импорта. Эту продукцию заменят более мелкие и не известные массовому потребителю производители, в том числе с помощью собственных торговых марок сетей, сообщили опрошенные ТАСС эксперты.

Накануне стало известно, что Минфин не поддержал предложение Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) о легализации параллельного импорта алкоголя. Ранее АКОРТ обратилась к вице-премьеру - руководителю аппарата правительства РФ Дмитрию Григоренко с просьбой разрешить параллельный импорт ряда брендов алкогольной продукции, в том числе Moet, Veuve Clicqout, Finlandia, Jack Daniel's и Hennessy. Компании, приостановившие поставки в РФ, обеспечивали 66% импорта виски, 63% рома, 82% коньяка и 100% игристых вин из региона Шампань. По данным АКОРТ, основные дистрибуторы алкоголя уже работают на остатках, ассортимент товара сокращается, при этом новых поставок нет, что может спровоцировать дефицит продукции в преддверии Нового года.

Как отмечает руководитель Информационного центра WineRetail Александр Ставцев, сегмент крепкого алкоголя на российском рынке жестко структурирован известными брендами, и, например, в сегменте коньяка бренду Hennessy принадлежит более 50% рынка.

"Существует достаточно небольших коньячных домов, которые продолжают работать с Россией, но их имена никому не известны. Ушедшие бренды будут заменяться собственными торговыми марками ретейлеров (СТМ) с помощью более мелких производителей, в том числе из Европы, через сотрудничество с такими компаниями, которые так не зависят от акционерных решений, имиджевых и свободны в выборе страны для поставок", - отметил Ставцев.

Адаптация к санкциям и уход брендов

По словам Ставцева, нынешняя проблема российского алкогольного рынка не сколько в категории напитков, столько в конкретных брендах. Что касается адаптации российского рынка к ситуации, то уже сейчас видны изменения в ассортименте - в категории рома появление индийских брендов, переориентация на горькие настойки, крепкий алкоголь отечественного производства, малоизвестных производителей коньяка. "Потребители, ориентированные на конкретные иностранные бренды, конечно, ощутят их уход, и им придется просто изучить менее известные марки тех же категорий", - заключил он.

Со Ставцевым соглашается председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. "С нами не все порвали отношения. Из региона Франции, где производится коньяк, в том числе известных брендов, можно заключать договора с другими компаниями, ведь коньяк и вино не запрещены к ввозу, а запрет на продукцию свыше 300 евро за бутылку касается ничтожной части российского рынка. Все решения об уходе - это решения компаний, а не властей Евросоюза", - отметил Шапкин.

По его словам, за последние полгода импорт рома в Россию упал только на 13%, ведь на долю транснациональных компаний (как Bacardi) приходится совсем небольшой процент.

"При этом поставки рома осуществляются из Доминиканы - 40,8%, Пуэрто-Рико - 33,6%, Индии - 5,2%", - сообщил Шапкин.

Он отметил, что в категории джина уже есть российская продукция, которая, в том числе, идет на экспорт, поэтому дефицита не ожидается. Что касается текилы, то, поскольку Мексика не объявляла России торговую войну, будет возможность ввозить в Россию саму смесь дистиллята агавы со спиртом и разливать ее по бутылкам на любом из российских заводов.

Ранее ряд крупнейших мировых производителей алкоголя, в том числе Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson, Absolut, Ararat), Diageo (Bell’s, Johnnie Walker, Captain Morgan, Baileys), Bacardi (Dewar’s, William Lawson’s), приостановили продажи в РФ либо объявили об уходе из страны.

В начале мая Минпромторг РФ опубликовал перечень из более чем 50 категорий товаров, которые стали доступны для параллельного импорта. В него вошли самые разные предметы: от растений до лекарств, от мыла до оружия. В части техники и электроники в перечень включена продукция таких брендов, как Siemens, Panasonic, Apple, Intel, Samsung, Dyson, Electolux, GoPro, Asus, JBL, Logitech и многих других.