Новая логистика: как французские компании бьются за российский рынок

За пределами санкций Если Германия и еще ряд европейских государств стремительно снижают долю присутствия на российском рынке, то, например, такой крупный внешнеполитический игрок как Франция, напротив, старается его расширить. Разумеется, речь идет о сферах, не попадающих под санкционную политику, эти данные приводит Уральское таможенное управление. Комментируя итоги презентаций французских компаний, которые состоялись на площадке Уральской торгово-промышленной палаты, генконсул Франции в России Пьер-Алан Коффинье подчеркнул, что французское правительство не препятствует сотрудничеству бизнеса двух стран. «Есть сферы, которые не затронуты санкциями. Они приняты против конкретных лиц с одной стороны, и против военного сектора – с другой. В таком свете некоторые французские компании приняли решение, что им предстоит покинуть российскую экономику. В то же время есть такие компании, которые приняли решение продолжать сотрудничать с Россией, поскольку они понимают, что могут преуспеть в этих условиях. И мы поддерживаем позицию французского правительства, считая, что нет причин противодействовать этому взаимовыгодному сотрудничеству. Были презентованы возможности FM Logistic, Saint-Gobain. Кроме того, есть такие компании которые продолжают сотрудничество, например, Danone, Decathlon, Leroy Merlin, Schneider Electric», – сказал Пьер-Алан Коффинье. Подобные заявления ранее делал и сам французский президент Эммануэль Макрон. 17 логистических центров Начальник отдела по развитию бизнеса французского грузоперевозчика FM Logistic-Россия Роман Якимов поясняет ситуацию: далеко не весь западный бизнес стремится покинуть Россию. Грузоперевозки из Европы стали сложнее, но не исчезли совсем. «Начиная с марта стало сложнее поставлять свою продукцию в Россию – и из Европы, и из Китая, и из других точек Юго-Восточной Азии либо США. Согласно 4-му пакету санкций Евросоюза, машины российские и беларусские не могут заезжать на территорию Европы и доставлять груз напрямую в Россию. И поэтому для доставки груза нужно пользоваться либо европейскими компаниями, либо искать другие выходы. В свою очередь, Беларусь ввела ответные санкции: то есть нельзя европейским машинам проходить на территорию РФ. И так получается, что теперь для транспортировки груза из Европы в РФ приходится использовать две машины, и перегружать из европейского трака в российский трак, либо перецеплять прицеп. Конечно, это увеличивает срок и стоимость такой перевозки», – рассказал Роман Якимов. Для осуществления перегрузки на территории Белоруссии построили 17 логистических центров. Кроме того, грузовики из Европы пока беспрепятственно проезжают через границу России с Латвией, но вскоре этот канал может быть перекрыт. Зато набирает популярность караванный путь через Турцию и Закавказье. Ну и наконец, товары беспрепятственно проникают в Россию из Китая – напрямую и через Казахстан. Такие разные национальные интересы Существующие тенденции прекрасно отражает статистика Федеральной таможенной службы России. Импорт из Франции в Россию в 2021 году составил порядка 12 млрд долларов США, вырос на 50% по сравнению с 2020 годом, при этом доля во всем импорте возросла с 3,5% до 4 %. Для сравнения у Италии с импортом в Россию на уровне тех же 12 млрд долларов США значимость снизилась с 4,5% до 4 %. Германия с объемом поставок в Россию на уровне 27 млрд долларов США снизила вклад в общероссийский импорт с 10,1% до 9,3% по итогам 2021 года. Схожая динамика наблюдается и на региональном уровне. Как сообщает Уральское таможенное управление, в 2021 году импорт в Свердловскую область из Германии обвалился почти на 30% с 938 млн долларов США до 650 млн долларов США. У итальянцев объем поставок на Средний Урал сократился еще в 2020 году с 135 млн долларов США до 118 млн долларов США без восстановления по итогам 2021 года. Французские предприятия напротив увеличили поставки в регион, внимание, почти в 3 раза (с 144 млн долларов США до 422 млн долларов США). Безусловно, спецоперация ВС РФ в Донбассе не могла не сказаться на темпах роста франко-российского сотрудничества. Например, автомобильный концерн Renault расстался со своими активами. Однако тот же Leroy Merlin выразил намерение остаться в России, в отличие от своего германского конкурента OBI. Saint-Gobain в России – это российская компания, но подчиняющаяся как российским законам, так и управленческим решениям головного офиса. В период пандемии предприятие, как и все товаропроизводители по всему миру столкнулось с логистическими трудностями, обрывами цепочек поставок, но адаптируясь, сформировало существенные запасы на среднесрочную перспективу. Теперь в условиях санкций в отношении России удар приходится, в том числе и по российским «дочкам» Saint-Gobain. В этих условиях компания ведет активные презентации своей продукции при официальной поддержке французских властей. FM-logistic также от части оказалась под ударом европейских санкций: часть автопарка и водителей оказались недопущенными на территорию ЕС. Но часть – сохранили возможность осуществлять поставки товаров из Европы. Это колоссальное конкурентное преимущество на российском рынке международных автоперевозок и серьезное преимущество перед итальянскими и немецкими логистами, отказывающимися от сотрудничества с Россией. Компания также продвигает свои возможности вглубь страны. Хотя не известны перспективы компании в случае введения с 1 октября ответных мер российским руководством в отношении автомобильных перевозчиков из недружественных стран. Французские химпроизводители успешно занимают места ушедшего по политическим соображениям BASF, собирая и кадровый потенциал немецкого концерна. По словам независимого экономиста Константина Селянина, российская экономика в последние семь месяцев столкнулась с беспрецедентными вызовами. Однако за этот период она показала свою инерционность и адаптивность. «Так или иначе она справится с ситуацией», – выразил уверенность Константин Селянин. В этих условиях те, кто остался на российском рынке, значительно выиграют по сравнению с теми, кому придется вновь бороться за место на нем. Таким образом, действуя в тех же политэкономических условиях, что немцы и итальянцы, французы совершено иначе трактуют национальные интересы и активно занимают освобождающиеся на рынке ниши, понимая, что санкционная политика не может продолжаться вечно, а финансовые бонусы могут оказаться весьма ощутимыми. Ранее в Екатеринбурге началось строительство терминала AliExpress. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Ольга Юшкова, Евгений Поторочин, Дмитрий Шевалдин

Новая логистика: как французские компании бьются за российский рынок
© РИА "ФедералПресс"