Москва–река становится одной из крупных городских магистралей

Прошедшим летом многие москвичи стали свидетелями невиданного зрелища. По Москве–реке через весь город прошла огромная баржа, которую толкал буксир. Груз по форме напоминал космическую ракету.

Москва–река становится одной из крупных городских магистралей
© Вечерняя Москва

Баржу фотографировали гуляющие в парках «Зарядье» и на Воробьевых горах, на Фрунзенской и Крымской набережных и во многих других популярных у москвичей местах. Испокон веков так возили грузы, когда строили Москву, развивали ее промышленность. Мы расскажем обо всех секретах и интересных фактах, касающихся Москвы-реки.

Вода из Волги

Немногие знают, но в начале XX века река практически полностью обмелела. Дело в том, что город рос: появлялись новые предприятия, увеличивалось население. Вместе с тем рос и забор воды из московских водоемов. В итоге о судоходстве не могло идти и речи. Ситуация обострилась к началу 1930-х годов, когда население города достигло 3,2 млн. Воды стало не хватать уже даже для бытовых нужд! Решить проблему нехватки воды удалось с помощью строительства Канала имени Москвы. С тех пор 80 процентов воды в главной столичной реке берется из Волги.

Только после того, как Москва-река вновь стала полноводной, появились каменные набережные: власти благоустроили около 40 километров берегов Москвы-реки и Яузы. Также появился Северный речной вокзал и, конечно же, знаменитая система московских шлюзов.

Шлюз — это гидротехническое сооружение, позволяющее кораблям перемещаться между водоемами с разным уровнем воды. По сути, это огромная бетонная коробка с воротами по разным концам, которая работает по принципу лифта. Когда входные ворота открываются, судно заходит внутрь камеры и швартуется. Ворота закрываются, после чего оператор меняет уровень воды до уровня за выходными воротами. Затем они открываются, и корабль покидает шлюз.

Длина Канала имени Москвы — 128 километров. На нем расположено 11 шлюзов, но в черте города находятся только пять.

Уникальная перевозка

Именно через эти шлюзы и провезли оборудование Московского НПЗ, необходимое для завершающего этапа модернизации предприятия и перехода на безотходное производство.

Изготовленная из высокопрочной хромомолибденованадиевой стали колонна весит более 1200 тонн. Ее построили на знаменитых Ижорских заводах — одном из старейших промышленных предприятий России, основанном в 1722 году по указу Петра Великого. Аппарат везли в Москву по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, Волго-Балтийскому каналу, Волге и Москве-реке. Перевозка уникального груза вошла в Книгу рекордов России. Оборудование для Московского НПЗ стало самым тяжелым в истории грузом, который перевозили по главной водной артерии столицы.

— Главной трудностью стала высота мостов в районе Кремля, — рассказывает замдиректора по оперативной работе логистической компании RTL Денис Сараев. — Груз ведь был не только тяжелый, но и довольно габаритный, поэтому еще в районе Северного речного порта нам пришлось набрать в балластные танки баржи побольше воды, чтобы она «присела» на 30 сантиметров.

По Москве-реке баржа шла сутки, преодолев около 80 километров.

Отдельным «квестом» стала выгрузка оборудования. Никакой кран эту здоровенную махину поднять не мог, поэтому с причала в Капотне на баржу заехал специальный погрузчик, приподнял груз и стал транспортировать его к Московскому НПЗ. Процесс «выкатки» груза проходил ночью и длился целых шесть часов! Зато до ворот завода он доехал всего за полчаса и еще час двигался по территории предприятия — до площадки, где происходит монтаж оборудования. Вся операция прошла штатно.

Появился новый причал

Чтобы принять оборудование, в Капотне были специально построены причал и подъездная дорога с площадкой для сбора самоходных трейлеров. Причал построили между двумя парками — «Капотня» и 850-летия Москвы.

— Мы проектировали его около 1,5 года и строили около 9 месяцев, — рассказывает руководитель проектного офиса по строительству на МНПЗ Андрей Бондаренко. — Этот причал способен принимать грузы массой до 1200 тонн. До конца 2023 года на него будут доставлять новое оборудование для продолжения модернизации завода.

Как пояснил эксперт, часть оборудования просто невозможно доставить по земле.

— Ну, например, диаметр колонны, которую привезли в июне, — около 10 метров, а длина — 60 метров. Конечно, ни один грузовик ее не довезет. Только речной транспорт. Сейчас руководство завода обсуждает с мэрией Москвы варианты дальнейшего использования причала. Возможно, его переоборудуют для прогулочных катеров. Возможно, организуют для жителей площадку, где можно проводить пикники непосредственно у воды.

Как пояснил Андрей Бондаренко, в любом случае город получит новый интересный объект.

Все подробности уникальной перевозки можно узнать на сайте vm.ru.

КСТАТИ

Напомним: Москва — порт пяти морей. Отсюда можно попасть на Балтику, Каспий, Черное, Белое и Азовское моря. При этом каждый год по Москве-реке перевозят 25– 30 миллионов тонн грузов. Около 85 процентов — это минерально-строительные материалы: щебень, песок, песчано-гравийные смеси.

Их используют для строительства домов, дорог, офисов, торговых центров. Речной транспорт — один из самых экологичных видов транспорта, так как на перевозку единицы груза топлива требуется в 85 раз меньше, чем при перевозке по автомобильным трассам. Одна баржа — это 333 «КамАЗа».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Собянин, мэр Москвы:

— Сегодня реализуется третий этап модернизации Московского НПЗ — самый сложный, технологичный и финансово емкий. Несмотря на экономические сложности, санкции, этот процесс не останавливается, с учетом того что большая часть оборудования — российского производства.

После реконструкции завод будет самым экологически чистым не только в России, но и в Европе. С нетерпением ждем окончания этого процесса. Жители ждут — это очень важно для большого города, в котором находится такой мощный технологический комплекс.