Как ввод акциза на газировку отразится на производителях и потребителях: мнение эксперта

В России собираются ввести акциз на сладкие газированные напитки. Законопроект уже одобрен Госдумой в первом чтении. Зачем нужен налог на газировку и к чему может привести его появление? Об этом телеканал «МИР 24» спросил президента Союза производителей соков, воды и напитков Максима Новикова.

Как ввод акциза на газировку отразится на производителях и потребителях: мнение эксперта
© Мир24

– Предполагается, что с 1 января будущего года один литр напитка с содержанием в нем сахара свыше пяти грамм на 100 милиграммов будет облагаться акцизом в 7 рублей. Как вы относитесь к такой перспективе?

Максим Новиков: Отрасль относится к такой перспективе крайне негативно. И об этом говорят высказывания ряда российских компаний, которые объявили об остановке инвестиций. Собственно, для нас эта инициатива не нова. И больше всего поражает тот факт, что буквально в конце июля в диалоге по подобной инициативе, которая рассматривалась по поручению заместителя председательства правительства Григоренко, была поставлена точка. И было принято решение, что подобные меры в нынешних экономических условиях нельзя принимать.

– Давайте все-таки попытаемся разобраться. Поступление от акциза на сладкую газировку Минфин уже заложил в доходы бюджета. Об этом сказано в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый 2024 и 2025 годы. Но сумма возможных поступлений в документе не указана. Насколько она может, на ваш взгляд, быть значительной?

Максим Новиков: Мы в своих выступлениях и в аналитических материалах привыкли опираться на мнение профессионалов. В прошлом году было проведено исследование аналитического центра при правительстве, где рассматривался сценарий ведения акцизного положения порядка пяти рублей на один литр. При таких параметрах поступление за три года с учетом выпадающих доходов бюджета и потерь от продаж составят не более 23 млрд рублей за три года. Таким образом, мы можем говорить о цифре не более 10 млрд рублей. В связи с тем, что условия моделирования могли поменяться, это связано с высоким геополитическим давлением и с худшим финансовым состоянием предприятий.

– Один интересный момент: средства от нового налога планируется направить на борьбу с сахарным диабетом. Минздрав эту идею поддержал. По мнению экспертов, о пользе такого налога говорят и научные исследования, и опыт зарубежных стран. Сможет ли, на ваш взгляд, введение такого законопроекта серьезно повлиять на рост заболеваемости сахарным диабетом?

Максим Новиков: На это могу ответить тремя тезисами. Во-первых, для того, чтобы средства расходовались на конкретные программы, они должны быть «окрашенными», как говорят профессионалы. Либо механизмов окрашивания этих денег не предусмотрено, и программа, о которой говорится, еще не принята.

Пункт два – по поводу опыта зарубежных стран. В тех документах, с которыми мы знакомы, которые направлялись в Минздрав и правительство, приводятся примеры тех стран, в которых в действительности положительного эффекта данное регулирование не принесло. Более того, в ряде из этих стран, которые упоминаются в качестве положительного примера, из-за того, что эффекта не было, данные налоги уже отменены, либо находятся в процессе отмены.

И пункт три – с точки зрения вклада в индустрию напитков, баланс потребления сахара составляет 1,5%. И поэтому говорить о том, что за счет индустрии, которая является самым маленьким потребителем и провайдером сахара в организм россиян, мы сможем бороться с диабетом – крайне странно. При этом 58% – это чистый сахар, и на него не предполагается никаких интервенций или корректировки его потребления. Напротив, на сахар у нас льготный НДС, сдерживание цен и прочее.

– Вы уже сказали, что производители напитков к идее нового налога отнеслись негативно, не поддержали, – это было ожидаемо. Почему участники рынка считают этот шаг несвоевременным?

Максим Новиков: В целом его несвоевременность обоснована тем, что достаточно большая регуляторная нагрузка упала на нас как на производителей еще и упакованной воды. Мы несем колоссальные затраты на внедрение маркировки. 1 ноября у нас стартует очередной этап. Но у нас не готова часть торгов производящего звена. Предприятия тратят туда колоссальные усилия. Опять же, есть сложности с поставками компонентов, упаковки, ингредиентов, нового оборудования. У нас есть социальные обязательства. На ряде предприятий складывается не очень простая ситуация в связи с частичной мобилизацией. То есть с предприятий призывают ведущих специалистов, которые должны обеспечивать продовольственную, технологическую безопасность наших предприятий.

И в этих условиях параметры доходности, которые и так не превышают средних по пищевой перерабатывающей индустрии, а это уровень 6-8 % доходности, находятся сейчас на гораздо более низких отметках, то есть практически у нуля. И любое дополнительное регулирование можно в данных условиях сравнивать с бетонной плитой, падающей на строителя, который прогуливается по объекту.

– По данным СМИ, в Минсельхозе заявили, что появление такого акциза на газировку может привести к снижению производства и формированию нелегального рынка. Насколько эти опасения обоснованы?

Максим Новиков: Опасения абсолютно обоснованы. Коллеги являются профессионалами в том, что они делают, что они заявляют. Они внемлют тем расчетам, которые предоставляются и нами, и профессиональными исследователями. Как я и говорил, были исследования аналитического центра при правительстве, которые доводились до всех ведомств, до членов правительства. И откат производства будет связан в первую очередь с тем, что наша категория является одной из самых пострадавших по итогам двух ковидных лет и серьезного геополитического и санкционного давления. Потому как мы не являемся категорией первой необходимости и при падающих доходах населения это одна из категорий, от которых в первую очередь отказываются россияне. Пример 2008 года нас как индустрию научил, что во всех кризисах мы падаем достаточно динамично. Рынок соков сложился в два раза. Напитки потеряли 30-40% объема продаж. При этом мы живем уже в схожих ситуациях по экономике, и вводится дополнительная регуляторика. Которая может усугубить и привести к падению объемов производства и продаж на 30% и более.

– Директор комбината «Очаково» Юрий Антонов тоже выступил с комментарием по этому поводу. Новый налог, по его мнению, в конечном счете может привести к скачку цен, и это отразится в первую очередь на потребителе. Насколько напитки могут подорожать, можете хотя бы предположить?

Максим Новиков: Мы можем не просто предположить, а назвать конкретные цифры опять же из упомянутого неоднократно выше исследования. При таких параметрах повышение цен составит от 7 до 25%. Что, соответственно, также будет провоцировать глубину падения и спада производства.

Важно еще отметить, что спад производства напитков – это увольнения, причем увольнения не только у нас, а и у наших партнеров, рабочие места в которых мы поддерживаем. Это и логистика, и торговля, и производство упаковки, производство ингредиентов и прочие смежные партнерские вопросы.

– Хотелось бы обратить внимание еще на некоторые нюансы. По мнению экспертов, вопросы вызывает и размер акциза, и отсечка по содержанию сахара пять грамм на 100 мл. В чем здесь проблема?

Максим Новиков: Соглашусь с уважаемыми экспертами. 7 рублей на один литр – это величина, которая превышает всю доходность индустрии, которая разрабатывается на одном виде напитков. Поэтому она является чрезвычайно высокой и не соответствующей экономическим реалиям и параметрам производства. А с точки зрения отсечек, здесь единственное предположение, которое можно сделать, что Минфин руководствовался требованиями одного из пищевых регламентов, где продукция с калорийностью менее 20 ккал на 100 мл или 100 граммов считается низкокалорийной. Возможно, эту отсечку решили принять, в пересчете на сахар это как раз 5 грамм.

Но опять же мы видим, что опыт стран, где акциз вводился более взвешенно, показывает, что отсечки, как правило, первого года гораздо выше. Это 7, 8 или даже 9 граммов. И она должна основываться не на измышлениях, каких-то предположениях, а на реальной ситуации на рынке. А она следующая: мы уже более трех лет индустриально взяли на себя повышенные обязательства в формате саморегулирования и самоконтроля, и планомерно снижаем среднее содержание сахара в своих портфолио. Причем объем рынка в литраже не вырастает, что говорит о том, что авторы подобной инициативы не обладают полной фактурой. Хотя она неоднократно направлялась.

– В качестве итога, как думаете, дополнительный налог на газированные напитки нужен? И если да, то какой?

Максим Новиков: Я думаю, нужен не налог, а снижение налогового бремени на индустрию по одной простой причине. Что средняя налоговая нагрузка на индустрию в два раза выше, чем по всем остальным пищевым перерабатывающим производствам. Поэтому в данный момент мы поддерживаем слова премьер-министра, который еще весной говорил, что наступило время, когда необходимо проводить грамотное и взвешенное дерегулирование. И у нас для этого есть замечательный инструмент, это «регуляторная гильотина», и через нее данный документ необходимо было бы пропустить. Поэтому никаких дополнительных налогов для индустрии точно в данный момент не требуется.