«Двигатель внутреннего развития» – программа обучения HR Академии АО «НК «ҚТЖ»

Программа обучения HR Академии для руководителей и специалистов HR-служб и отделов труда и заработной платы регионального уровня «Двигатель внутреннего развития» содержит комплексный подход к системе управления человеческими ресурсами. Программа имеет прикладной характер и основана на внутренней экспертизе с приглашением внешних экспертов. Цель проекта – развитие смешанного/гибридного формата обучения и формирование культуры самообучающейся организации в Акционерном обществе «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (АО «НК «ҚТЖ»).

Проект «Двигатель внутреннего развития» претендует на победу в номинации Level Up бизнес-премии WOW!HR Kazakhstan 2022.

О реализации программы рассказывает Алма Саулебаева – HR-бизнес-партнер Департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ».

Предпосылки создания проекта

Современные реалии меняются очень быстро, под новые вызовы трансформируется и кадровая политика всех ведущих мировых компаний. Вместе с этим усиливается роль HR-функции, в том числе в АО «НК «ҚТЖ». Как и любая другая профессия, HR постоянно эволюционирует. Это глобальные мировые тенденции, от которых мы не можем отставать.

HR Академия создана собственными силами, с учетом собственных проблем, собственных целей. Она по контенту кастомизирована на ҚТЖ.

Мы составили программу из двух частей: хард и софт. Хардовая часть – это профессиональные компетенции, софтовая — это личностно-деловые. Раньше HR-работники в основном обучались профессиональным навыкам. Плюс сотрудникам очень не хватало живого формата обучения и общения с коллегами из корпоративного центра и тренерским составом.

Во время пандемии все обучающие сессии проходили в режиме онлайн. А теперь все получили возможность увидеть друг друга, познакомились и стали намного ближе. Сами участники обучения отметили, что им было очень приятно, что HR-руководители головных предприятий от начала до конца были с ними на протяжении всего обучения: многие смогли получить ответы на свои вопросы напрямую, научились до конца понимать различия между функциями кадровой службой и HR.

Цели и задачи проекта

Основной целью HR Академии является развитие профессиональных и личностно-деловых компетенций для повышения эффективности производства в условиях постоянных изменений, трансформации и цифровизации бизнеса, внешних вызовов и рыночных изменений. Программа обучения содержит комплексный подход к системе управления человеческими ресурсами, имеет прикладной характер и нацелена на повышение организационной эффективности и реализацию HR-стратегии АО «НК «ҚТЖ».

Раньше на обучение приглашались только кадровики, а в этот раз были и те, кто курирует вопросы труда. Мы собрали не только руководителей HR-служб, но и руководителей отделов труда и заработной платы регионального уровня – «ключевых» сотрудников, реализующих кадровую стратегию компании. Если раньше в экономическом блоке их целью было сэкономить на выплатах и фонде оплаты труда, то сейчас при переводе в блок HR перед ними задача максимально внедрять новые подходы в вопросах материальной и нематериальной мотивации работников.

Реализация проекта

Разработкой и подготовкой данного проекта занимался блок обучения Департамента управления человеческими ресурсами. Было много споров, обсуждений и предложений по формату проведения обучения, по объему информации, бурно обсуждались кейсы для защиты.

Обучение подготовлено с минимальными финансовыми затратами, потому что софтовую часть преподавали наши внутренние тренера – те люди, которые в рамках железнодорожного профиля компетенций готовы поделиться знаниями о том, что такое цифровые навыки, что такое эмоциональный интеллект, управление конфликтами, внутренние коммуникации и другое. При этом все эти компетенции друг друга дополняют и усиливают профессиональные компетенции.

Например, в тренинге по внутренним коммуникациям, тренеры Замир Сериков и Аскар Турлин, поделились практиками КТЖ по разрешению трудовых конфликтов, через погружение в тему физиогномики лица. Нас всех научили, как по лицу, по поведению человека можно определить его настроенность, потенциал, характер, конфликтность, как можно в будущем с таким человеком разрешать трудовые конфликты.

Мы сэкономили и на том, что у нас есть филиал «Центр оценки и развития ж/д транспорта» с большой комфортной учебной базой и не пришлось арендовать отдельных залов. В течение трех дней провели обучение в своем родном обучающем центре.

Я всегда подчеркиваю, что необходимо налаживать более тесное общение руководителей всех уровней с рядовыми сотрудниками. Поэтому в непринужденной форме во время обучения обсуждались нововведения по оплате труда, автоматизация процесса рекрутинга, планирование расходов на персонал, формы коммуникаций с короткими и удобными памятками. Слушатели удивлялись, насколько все просто, легко, и тут же на месте получили навыки, намного упрощающие их работу.

В такой же непринужденной форме проходили и наши субботние онлайн тренинги (2 модуль HR Академии), куда мы приглашали гостей и экспертов именно из тех сфер, которые необходимы в работе нашим слушателям. Многим очень запомнилась HR-аналитика от Ирины Зубовой. Она на реальных кейсах показала, как внедряли HR-аналитику другие ведущие компании, поделилась практиками, которые уже проверены временем и решили кучу проблем.

На завершающем модуле HR Alany всех тронули личные TED истории наших коллег. Зал с вниманием и теплотой слушал истории личных трансформаций, произошедших на этом обучении. Выступающие поделились своим внутренним миром, рассказали о том, что их удивило, чему обучились, на что взглянули по-новому.

Реакция персонала

Многие потом с удивлением говорили: «Оказывается все так просто – обучение можно преподнести академически, а можно вот так вот, нестандартно и креативно!»

Просто надо внимательно присмотреться. Например, фильмы: «Мимино», «Афоня», «Служебный роман», «Кадры», «Стажер» – они же про HR... «Мимино» – фильм про мотивацию. Почему главный герой из «Мимино» ушел со своей уютной работы и захотел летать на большом лайнере? Несмотря на то, что он из глубинки, все равно поехал реализовывать свою мечту в Москву. Потому что появилась мотивация, цель – соответствовать стюардессе Ларисе Ивановне. Когда мне говорят: «У меня все хорошо, меня все устраивает», я спрашиваю: «А ты хочешь, как Мимино, летать на лайнере?» И многих этот вопрос мотивирует на новые цели, мечты и достижения.

Если еще 10 лет назад HR поголовно были «отделами кадров», и основным направлением работы была административная поддержка сотрудников, то сейчас все иначе. Сегодня HR-специалисты должны уметь многое – оказывать качественную и своевременную сервисную функцию кадрового администрирования, внедрять и продвигать изменения, развивать корпоративную культуру, повышать эффективность работников через конкурсный отбор, оценку компетенций, обучение, мотивацию, что в итоге помогает обеспечить социальную стабильность, достичь стратегических целей компании, разрешить трудовые конфликты. При этом нужно быть всегда эмоционально-интеллектуальными и стрессоустойчивыми.

Многие после обучения говорят: «Теперь мы поняли, насколько многое от нас зависит». Они признались, что теперь стали намного больше открыты к диалогу, и даже повысилась их личная планка самооценки: «Я как HR помогаю бизнесу в развитии».

Дело в том, что запросы бизнеса теперь лежат в совершенно другой плоскости – аналитики и прогнозирования, управления рисками и вовлеченностью, культуры безопасности и ответственности. HR перестал нести в себе сугубо административные функции, трансформировался под запросы бизнеса.

Главный посыл обучения - вовлеченность каждого в постоянное развитие своих компетенций. Ведь самое страшное и губительное для любой компании – это невовлеченность сотрудников в интересы и цели бизнеса. Ведь все усилия компании могут разбиться о недопонимание друг друга, безучастность в развитии бизнеса, недооценки своей роли и компетенции.

Результаты проекта

90 представителей региональных структур, филиалов и дочерних организаций в течение трех месяцев погружались в вопросы кадрового делопроизводства, совокупного вознаграждения, корпоративной культуры, рекрутинга и занимались развитием личностно-деловых качеств участвовали в защите кейсов. В этом году в обучении впервые наряду с работниками HR участвовали менеджеры по труду и заработной плате, что позволило улучшить внутренние коммуникации и находить эффективные подходы в решении поставленных задач.

Проект дал положительные результаты и выгоды в нескольких направлениях. Одна из главных — это то, что благодаря HR Академии удалось снять барьеры между подразделениями, между центром и регионами и в самих регионах. Все слушатели здесь друг друга увидели, участвовали бок о бок в командообразующих сессиях, получили помимо позитивных эмоций также новые социальные связи, новые практики, увидели новые горизонты.

Во время обучения выяснилось, что оказывается, у нас есть одинаковые проблемы, а решения разные. Тогда как решения должны быть типичные и комплексные. Например, был случай на тренинге «Кадровое администрирование», когда начали обсуждать процесс наложения дисциплинарных взысканий. Наш тренер Аяужан Баймаканкызы подробно рассказала, как это делать, а кто-то из зала спросил: «А куда девалась в ваших процессах дисциплинарная комиссия». Аяужан задала аудитории вопрос: «А у кого еще есть такая комиссия?». Руки подняли 3 человека (из 30 собравшихся) и были удивлены тем, что только они в трех предприятиях до сих пор реализуют давно устаревшие и отмененные в КТЖ практики. Тут же, на месте эта проблема была решена.

Еще одна большая выгода – теперь у нас есть основа, «скелет» программы, который можно наложить на любую другую профессиональную функцию: производственную, экономическую, юридическую, финансово-экономическую. Такой комбинированный подход в обучении будет очень полезен всем блокам и подразделениям компании. При этом огромная выгода в том, что все обучение построено на основе реальных текущих потребностей компании и современных вызовов и трендов.

Третья выгода - программа обучения имеет прикладной характер. Мы по завершению обучения даем кейсы, упражнения и задачки, которые участники обучения решают и презентуют друг другу. Все они прокачиваются не только теоретически, а еще и практически.

Также достигнута еще одна важная цель - вовлечь людей в управление изменениями. Ведь сейчас и HR-процессы меняются, и сам бизнес меняется. Много проектов трансформации внедряется, идет полным ходом цифровизация. И именно лидерами в этих управлениях изменениями являются HR-специалисты. Они должны быть впереди, быть флагманами в изменениях, в развитии производства. Мы их зарядили этой энергией, сказали: «Ребята, ваша активная позиция нужна компании! Если вы не будете вовлечены, то мы рискуем не достичь амбициозных целей компании».

Фото АО «НК «ҚТЖ»

Если в вашей компании были реализованы не менее интересные и эффективные проекты, расскажите о них на конференции WOW!HR Kazakhstan 2022