Холодный расчет: как в Арктике развивают инфраструктурные проекты и социальные программы

Как развивается экономика Арктики Губернатор Мурманской области Андрей Чибис назвал последовательную стратегию развития арктических территорий «Курс на север». «Наша задача – эффективно выстраивать по этому направлению работу с коллегами из правительства и бизнес-партнерами, чтобы опережающим порядком менять качество жизни людей», – подчеркнул Чибис. По его словам, сейчас в Мурманской области реализуется 188 проектов с общим объемом инвестиций в 310 млрд рублей. Это даст региону 11 тыс. рабочих мест. «Средняя зарплата в Арктике намного выше, чем в среднем по России. Наша цель – чтобы благосостояние жителей в Арктике повышалось еще быстрее», – говорит министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. По его словам, сейчас активно развивается и арктическая особая экономическая зона, размер которой достигает 5 млн км. «Это самая крупная свободная экономическая зона в мире», – подчеркнул Чекунков. В регионе также функционируют две территории опережающего развития. Совокупно в этих ТОСЭР'ах и в ОЭЗ работает 621 компания. Они проинвестировали в экономику Арктики 1,6 млрд рублей и создали в регионе 10 тыс. рабочих мест. «Мурманская область получила 2 млрд рублей от Минразвития Дальнего Востока и Арктики для резидентов ТОР «Столица Арктики», это позволит в ближайшие годы увеличить количество резидентов на западном берегу», – заметил Андрей Чибис. Ставку регион делает и на развитие туристического сектора экономики. По словам Алексея Чекункова, туристско-рекреационный кластер в Мурманской области должен стать магнитом для гостей федерального, а в перспективе и международного масштаба. Инфраструктурные проекты «Помимо глубокой воды и незамерзающих портов у Мурманской области есть главный ресурс – люди, которые могут развивать эту инфраструктуру. У нас есть оборудование и высококлассные специалисты с наработанными компетенциями», – сказал Андрей Чибис. Инфраструктурные планы Мурманской области весьма глобальны. Активная работа идет над созданием Мурманского транспортного узла. Он включает в себя железнодорожное сообщение с западным берегом Кольского залива, где сейчас строят новый порт. «Это позволит Мурманской области стать логистическим хабом. Благодаря строительству Мурманского транспортного узла в регионе появится более 1,8 тыс. новых рабочих мест, и перевалка порта Мурманск увеличится на 18 млн тонн в год», – отметил Чибис. На энергоснабжение западного берега Кольского залива регион получит 4,2 млрд рублей от Минвостокразвития, замечает глава области. Вторая важная веха в развитии транспортной инфраструктуры региона – Северный морской путь. Алексей Чекунков считает, что в перспективе он позволит сделать путь для перевозки товаров более коротким и экологичным. Также он будет экономически выгоднее. «Он уже сейчас является магистральной дорогой, по которой в этом году перевезено 32 млн тонн грузов, до конца года эта цифра достигнет 34. К 2024 году по плану мы должны выйти более чем на 80 млн тонн, к 2030-му – на 150 млн», – заявил министр. Для поддержания Северного морского пути в Арктике модернизируют транспортный флот и обновляют ледокольный – он пополнится десятью атомными ледоколами. Так, в регионе построят и реконструируют 14 портов и терминалов и отремонтируют автомобильные и ж/д дороги на подъездах к ним. «Аварийно-спасательный флот увеличится до 46 судов. Вырастет вертолетная группировка», – сказал Алексей Чекунков. Член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике и делам Севера Денис Гусев отмечает, что реализация инфраструктурных проектов в Арктике позволит привлечь кадры в высокотехнологичные отрасли экономики. «Люди будут приезжать или же оставаться, работать в производственной, транспортной сферах, нефте- и газодобыче. Это даст ощутимый позитивный эффект как в экономике, так и в жизни граждан», – подчеркнул Гусев. Социальные программы Правительство Мурманской области при поддержке федеральных коллег вкладывается и в социальные программы для поддержки местных жителей. Одним из самых заметных примеров стал «Гектар в Арктике» – благодаря ему граждане могут бесплатно получить земельный участок для строительства дома или предпринимательской деятельности. «Вначале «Гектар в Арктике» у многих вызывал улыбку, не скрою. Но мы делали его по просьбам людей. Когда премьер-министр Михаил Мишустин приезжал в Мурманскую область, люди просили его запустить такую программу. Они были заинтересованы в земле», – вспоминает Алексей Чекунков. Андрей Чибис также добавляет, что по «гектару» в свое время было много сомнений и дискуссий. Однако сейчас программа показала себя успешно на многих территориях. Министр Чекунков отмечает, что на данный момент 10 тыс. человек заявились на «Гектар в Арктике». Более 3 тыс. участков уже выдано. «70 % – индивидуальные дома, 20 % – под бизнес, 10 % – под сельское хозяйство», – отмечает Алексей Чекунков. Но жилищный вопрос в Арктике решается не только «гектарами». Мурманская область, например, получила от федерального правительства 740 млн на строительство в региональной столице двух домов с арендными квартирами для молодых специалистов. Также кабмин направил 700 млн рублей на постройку соцобъектов и 200 млн рублей на благоустройство территорий. В Мурманской области также реализован проект по созданию новых пространств «СОПКИ.СПОРТ». Молодые северяне могут бесплатно заниматься спортом в новых залах, которые уже успешно работают в Апатитах, Полярных Зорях, Коашве, Высоком, Ловозере, Мончегорске и Заполярном. «Это позволит местным жителям проводить время с пользой для здоровья», – отмечает заместитель губернатора Мурманской области Елена Дягилева. «Мы делаем все возможное, чтобы люди могли комфортно обустраивать свою жизнь у нас, на Севере России», – говорит Андрей Чибис. Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин

Холодный расчет: как в Арктике развивают инфраструктурные проекты и социальные программы
© РИА "ФедералПресс"