В России предложили запустить «Безопасный город» на транспорте

Субъектам транспортной инфраструктуры, в частности перевозчикам, следует передавать видеоизображения с технических средств обеспечения безопасности, установленных на их объектах, в единую систему наблюдения «Безопасный город». Законопроект об этом в электронную базу Госдумы внесло Законодательное собрание Новосибирской области.

В России предложили запустить «Безопасный город» на транспорте
© Парламентская газета

Сейчас перевозчики, согласно закону «О транспортной безопасности», самостоятельно оборудуют объекты техническими средствами, обеспечивающими безопасность на транспорте, в том числе системами видеонаблюдения. В то же время доступ к камерам дается только территориальным органам МВД, ФСБ, Ространснадзору, не считая самого перевозчика.

Для того чтобы данные стали доступны не только территориальным органам, но и коллегам из других регионов, новосибирские законодатели предлагают использовать «Безопасный город», концепцию построения и развития которой правительство утвердило своим распоряжением еще в 2014 году. Инициатива также связана с исполнением Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной президентом в 2021 году, говорится в пояснительной записке к документу.

Сибирские депутаты считают, что, возложив на перевозчиков обязанность по передаче данных с камер на транспорте оператору «Безопасного города», получится «более эффективно обеспечивать безопасность населения, в том числе посредством использования в работе правоохранительных органов централизованной системы видеонаблюдения и видеоаналитики». Поправками к закону они хотят дополнить статью новым пунктом, который сделает использование системы обязательным.

В случае если поправки примут, они вступят в силу со дня официальной публикации.

Когда запустят «Безопасный город»

Данная инициатива не нова. Еще осенью прошлого года МЧС подготовило законопроект о «Безопасном городе»​ и опубликовало его на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В комплекс входят пять функциональных блоков, отвечающих за общественную безопасность и правопорядок, коммунальную инфраструктуру, транспорт, контроль обращения с отходами и внедрение аналитики. То есть камеры, согласно задумке, способны заметить открытый люк на дороге, свалку мусора, новую выбоину, магазинного вора или нарушителя ПДД.

Планировалось, что систему могут запустить по всей стране в 2022 году, однако обязательной она до сих пор не стала — региональные власти принимают решение об установке интеллектуальных систем городской безопасности самостоятельно.

Председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн тогда же говорил, что одна из сложностей «Безопасного города» — его многоуровневость. «Реализация проекта длится много лет, и за это время государству так и не удалось выстроить единую систему, хотя определенные успехи есть»,— отметил депутат.

Сначала за проект отвечало МВД, потом его отдали Минрегионразвития, а после упразднения министерства проектом занялся Минстрой, который от него отказался и передал МЧС. Одним из ключевых вопросов в обсуждении законопроекта в Госдуме будет финансовое обеспечение проекта, заявил Хинштейн.