Переводы денег за рубеж. Какие возможности остались у россиян?

В минувшем году из-за иностранных санкций и ответа на них Москвы россияне столкнулись с трудностями при осуществлении переводов денег за рубеж.

Переводы денег за рубеж. Какие возможности остались у россиян?
© BFM.RU

Телеведущий Вячеслав Козлов ранее рассказывал Business FM, что специально ездил в Армению, чтобы открыть там карты местных банков. Вячеславу нужна была Visa или Mastercard, чтобы оплачивать услуги зарубежных интернет-сервисов. В итоге он получил несколько карт, в том числе «АрКу» — это совместный проект российской платежной системы и армянской. Туда собеседник переводит деньги с российских карт системы «Мир», а уже с армянской карты — на армянскую же Visa и уже через нее оплачивает иностранные услуги. Если нужно перевести средства оттуда, то перевод идет через мобильное приложение армянского банка. Есть один минус — эти карты не работают в некоторых других странах, рассказал Business FM в конце года Вячеслав.

Вячеслав Козлов телеведущий «Фишка этой карты в том, что все операции проходят через наши НСПК. Соответственно, на обратной стороне карточки красуется всем нам знакомый логотип «Мира». То есть это, по сути, карта «Мир», и если нужно завести деньги в Армению, то это можно сделать просто переводом с карты на карту — с карты российского банка на этот армянский аналог «Мира», и они моментально зачислятся с абсолютно внятными комиссиями, процентами. Нет никаких скрытых комиссий, и уже в армянском интернет-банке я эти деньги меняю. То есть падают рубли на рублевый счет. Я с рублевого счета меняю на доллары или евро, к которым уже привязаны Visa и Mastercard, и так я сейчас плачу за иностранные сервисы типа Google Drive, PayPal так же у меня прикручен. Все работает, но единственный момент — эти карты не работают в Турции и Азербайджане по понятным причинам. В Турции я столкнулся со сложностями, когда в этом году там начали отключать карту «Мир». Так я выяснил, что не все мои армянские карты в Турции работают».

Весной, после введения санкций, в том числе против крупнейших российских банков, а также после ответа России появились сложности с переводами за рубеж. Сначала россиянам разрешили переводить лишь 5 тысяч долларов за границу и только на счета родственников. Потом ЦБ постепенно смягчал условия. Увеличивалась возможная сумма переводов, разрешили отправлять деньги на свой счет.

Но с той стороны банки в какой-то момент тоже стали выставлять собственные условия. Например, москвичка Анна весной рассказывала, как она переводила деньги на счет мамы в Болгарию. Тогда платеж шел через крупный российский банк, который позже попал под санкции, но на момент перевода в черных списках он не находился. Болгарский банк потребовал от мамы доказательств, что деньги пришли именно от дочери. Цитата из переписки:

«Перевела деньги матери в болгарский банк, где у нее есть счет, с рублевой карты «Мир». Платеж висел в обработке несколько часов, в течение которых маме позвонили из ее банка и предложили прийти в отделение и подтвердить, что перевод пришел от дочери. Она подписала об этом бумагу. После этого деньги стали доступны на ее карте».

В России работают сотни банков, и под ограничения попали далеко не все. Но целый ряд частных кредитных организаций сообщил, что иностранные партнеры отказались с ними сотрудничать и из-за этого пришлось приостановить переводы. Хотя формально никакие санкции против этих банков не действуют. В кол-центр одной из таких компаний, куда сотрудники Business FM звонили в декабре, пытаясь выяснить, можно ли провести перевод в 20 тысяч долларов за границу, сказали, что можно, но только не в европейские страны:

— Можно перевести в страны СНГ. Что касается именно долларов, можно перевести в Азербайджан, Беларусь, Грузию, Киргизию, Монголию, Таджикистан, Узбекистан.

— То есть в страны Европы никак?

— Нет, больше нет.

С проблемами столкнулся и бизнес. У кого-то переводы зависали на несколько недель, кому-то в них отказывали, а потом были сложности с возвратом денег.

Вот история карельского бизнесмена, гендиректора компании — производителя спортивных тренажеров MB-Barbell Вадима Маркелова. Он в течение года продолжал отношения с европейскими партнерами. Банк, в котором компания обслуживалась раньше, попал под блокирующие санкции. Пришлось его сменить, и так вышло, что иностранные партнеры сами подсказали, через какой банк лучше проводить расчеты, рассказывал Вадим Маркелов осенью:

Вадим Маркелов гендиректор компании MB-Barbell «Мы нашли один банк, который представляет европейскую страну, он до сих пор работает в России, и через него нормально идут все платежи, без проблем. Валюта как шла, так и идет. Нам западные партнеры даже подсказали, как лучше делать, и мы стали работать через этот банк. Мы готовимся, мы отрабатываем варианты, которые приведут к тому, что не будет система, грубо говоря, на нас влиять. Санкции, не санкции — все равно. Как бизнес мы в 90-е выжили под паяльниками, утюгами и пулями, поэтому в данный момент мы считаем, что сейчас еще не так плохо, как в 90-е».

Еще один бизнесмен анонимно говорил Business FM, что у него нет проблем в расчетах с иностранными контрагентами. Он экспортировал из России в Европу товары, но делал это через третьи страны. И по документам груз шел в ЕС из одной из бывших советских республик, через которую партнеры расплачивались за товар. Вот как предприниматель описывал схему:

«К примеру, нам нужно поставить товар европейской компании. Мы продаем его по документам армянской, или грузинской, или еще какой-нибудь компании. Но нам же необязательно везти этот товар в Армению или Грузию, хоть мы и продали им наш товар. И по законам нам неважно, куда везти этот товар, главное — получить разрешение на то, чтобы он пересек российскую границу. И наши партнеры в Армении или Грузии нам говорят: а везите-ка мне товар в Европу. И товар уходит в нужную страну, где его получают как грузинский или армянский груз. Потом конечный покупатель в Европе расплачивается с грузинской или армянской компанией, а она уже расплачивается с нами».

В качестве еще одного важного итога можно привести пример Казахстана. Переводы в эту страну из России только в октябре выросли по сравнению с тем же месяцем 2021 года в 13 раз. В сообщении казахстанского Нацбанка упоминались такие системы, как «Золотая корона», «Юнистрим», «Контакт» и так далее. И это могла быть отправка денег не только для нужд родственников. Кто-то, возможно, инвестировал свои средства в иностранные ценные бумаги, пользуясь финансовой системой Казахстана. Тем более что ЦБ разрешил переводить в месяц до миллиона долларов или их эквивалента на любые счета в зарубежных банках.

Плюс к этому есть криптовалюта. И хотя у Минфина и ЦБ разное к ней отношение, но 29 декабря министр финансов Антон Силуанов сказал, что диалог идет и со странами, которые готовы иметь с Россией торговые отношения, это возможный источник расчетов. «Почему бы и нет», — добавил он.