Цветоводы ЦФО готовы заместить голландские тюльпаны и розы

Розы к 14 февраля, тюльпаны к 8 Марта, эустомы для свадебных букетов - спрос на срезанные цветы в городах остается стабильным, однако сокращение поставок из Европы заставляет флористов перестраиваться. Прежде всего искать альтернативу продукции из Нидерландов. Отечественные предприятия сегодня обеспечивают не более 20 процентов спроса, но до конца года смогут увеличить свою долю до четверти, считают аналитики Россельхозбанка.

Цветоводы ЦФО готовы заместить голландские тюльпаны и розы
© Российская Газета

В 2023-м по стране будет продано, как ожидается, два миллиарда свежесрезанных цветов на 200 с лишним миллиардов рублей. В среднем на одного россиянина приходится два-три букета в год. Основной спрос формируют крупные города. В Москве цветы покупают вдвое чаще, чем в среднем по стране. Вместе с агломерацией столица занимает около 35 процентов рынка.

Спрос на цветы в России имеет ярко выраженную сезонность. Первый пик - 14 февраля (розы) и 8 марта (тюльпаны), второй - май-июнь (гвоздики), третий связан с 1 сентября. Повышается активность покупателей и в начале октября, ко Дню учителя. Осенью востребованы розы и хризантемы.

Традиционно импорт в ассортименте цветочных салонов занимал около 80 процентов. До введения прошлогодних санкций две трети иностранной продукции завозилось из Нидерландов и Эквадора (их доли были примерно равны), по восемь-девять процентов давали Белоруссия и Кения, еще шесть-семь - Колумбия. В 2023 году акцент, по мнению экспертов, переместится на страны Южной Америки и Азии. Вырастут объемы закупок цветов в Турции, Белоруссии, Армении и Китае.

Хороший шанс получат и отечественные производители. Рывок в развитии произошел еще в 2021-м, когда доля местной продукции в объеме продаж свежих цветов достигла рекордного значения в 18,6 процента (340 миллионов штук). Прирост в натуральном выражении тогда составил 9,4 процента, в стоимостном - 14. В прошлом году валовой сбор срезанных цветов в России вырос еще заметнее: на целых 18 процентов - до 400 миллионов штук. В 2023-м показатель может достичь 500 миллионов.

Собственное производство цветов будет развиваться за счет ввода новых комплексов и выхода на полную мощность инвестпроектов

Основные инвестиции россиян связаны с пятью видами цветов, которые занимают более 90 процентов рынка. Почти половину продаж стандартно дают розы, 15 процентов - хризантемы, 11 - гвоздики, около восьми - герберы. Примерно 10-я часть спроса приходится на тюльпаны. Это чисто весенний товар, но за первую неделю марта россияне покупают более 150 миллионов штук. Выгонка тюльпанов - самый быстрорастущий сегмент рынка. В 2018-2022 годах объем их поставок от российских цветоводов серьезно вырос благодаря запуску теплиц в Подмосковье.

Суммарная площадь комплексов по выращиванию цветов под срез в РФ составляет 200 гектаров. Эти мощности распределены по стране неравномерно. Более 60 процентов валового сбора обеспечивают в Центральном и Приволжском федеральных округах. По ЦФО лидируют Московская, Калужская и Белгородская области: вместе они дают до 80 процентов местных цветов. В ПФО три пятых валового сбора приходится на Мордовию и Удмуртию. Каждый 10-й срезанный цветок в стране выращен на северо-западе, где центром производства является Ленинградская область. Сопоставим объем сбора на юге - там лидирует Краснодарский край.

В Калужской области цветочный бизнес развивается довольно активно.

- Если посмотреть, что производят в Калужской области, - объемы впечатляют, - заверил генеральный директор Агентства инновационного развития региона Павел Гранков.

По его словам, одна только компания "Галантус" к весенним праздникам выдаст на рынок 11 миллионов тюльпанов. А в регионе не одно крупное предприятие по выращиванию цветочной продукции, по своим объемам претендующее на роль флагмана в этом деле. К примеру, "Цветочный холдинг" включает пять высокотехнологичных теплиц со сложными экологическими системами и климат-контролем. Общая площадь выращивания цветов здесь 27,5 гектара - в закрытом грунте и 23 гектара - в открытом грунте.

Конечно, такое развитие цветочного бизнеса отчасти определяется близостью к самому большому рынку - Москве. Впрочем, калужские цветы продают не только в столице, но и во всех соседних регионах. К примеру, в Туле есть несколько специализированных магазинов, где реализуется именно местная продукция, которая выделяется не только своим качеством, свежестью, но и конкурентной ценой.

- Традиционно на праздники спрос на цветы растет в разы. Что касается всего сезона - мы наблюдаем увеличение спроса именно на цветы местного производства. Доля импортного цветка составляет 85 процентов, поэтому потенциал для роста, безусловно, существует, - рассказал "РГ" коммерческий директор ООО "Калужский Цветочный Холдинг" Максим Гликман. - В преддверии весны мы, конечно, предлагаем тюльпаны, выращенные в наших теплицах. Как показывает практика, это самый востребованный цветок к 8 Марта. Помимо весенних тюльпанов мы также предлагаем и наш флагман - розу, у нас их 48 сортов, а также герберы, сезонные хризантемы, лилии, пуансеттии и, конечно, разнообразные однолетние растения. "Калужский Цветочный Холдинг" является одним из основных поставщиков свежих цветов на российском рынке и имеет высокий потенциал для развития импортозамещения.

Сегодня в регионе создается кластер по производству цветочной продукции. Участие в нем дает компаниям дополнительные возможности для импортозамещения. Как пояснил Павел Гранков, кластер позволит решать многие кооперационные вопросы.

- Ведь это не только производство цветочной продукции. Здесь есть и образовательная составляющая, а в регионе находится филиал Тимирязевки, и производство упаковки - цветы же надо и перевозить, и красиво подавать, - уточнил он. - Словом, это большая кооперационная цепочка. Она работает, но для продвижения продукции на федеральные рынки нужна поддержка. Опять же это инновационное высокотехнологичное производство: сегодня для выращивания цветов нужна цифровизация.

- Создание кластера позволит установить устойчивые кооперационные связи между действующими предприятиями Калужской области, являющимися производителями цветочной продукции, что впоследствии окажет содействие продвижению нашей продукции на новые региональные и международные рынки, - вторит ему Максим Гликман.

Но все же главный сегодняшний вызов у цветоводов связан с тем, что этот рыночный сегмент не имеет своего проводника во властных структурах. Как поясняет Павел Гранков, цветочный бизнес относится и к Министерству сельского хозяйства и к Минпромторгу.

- Нет конкретного шефства, следовательно, нет и государственной поддержки. С учетом санкций здесь ведь тоже есть проблемы по импортозамещению. Но программ поддержки цветочного бизнеса нет, - подчеркивает гендиректор калужского АИР.

- Собственное производство цветов будет развиваться за счет ввода новых комплексов и выхода на полную мощность инвестпроектов, запущенных в последние годы, - отмечает руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова. - Развитию сегмента будут способствовать активное государственное регулирование отрасли, ориентированное на импортозамещение, программы льготного кредитования, а также цифровизация и автоматизация предприятий АПК. По нашим прогнозам, в среднесрочной перспективе увеличение мощностей закрытого грунта под выращивание цветов под срез в полтора-два раза позволит нарастить долю российской продукции на рынке до 50 процентов.

Кстати

Всплеск торговли живыми цветами в предпраздничные периоды сопровождается списанием до трети товара. По данным аналитиков банка, более 20 процентов срезанных цветов утилизируется торговыми сетями. Еще около 10 - погибает, не доехав до покупателя. Значительно снизить углеродный след при покупке букетов помогает выбор сезонных или местных видов растений: их выращивание и доставка требуют меньшего количества ресурсов (воды, удобрений, затрат на логистику). В период весенних праздников российские продавцы цветов также генерируют около 40 тонн отходов - в подсчет включен примерный объем пластиковой упаковки, которую нельзя переработать, декоративных лент, флористических губок. Тренд на осознанное потребление стимулирует к отказу от подобных расходников. Альтернативой становятся декоративная бумага и шпагат.