Области Верхней Волги обновляют парк пассажирских автобусов

Регионы Верхневолжья начали активно заменять изношенные пассажирские автобусы, курсирующие по городским и пригородным маршрутам, на новый современный транспорт - низкопольные машины экологического стандарта "Евро-5", оснащенные необходимыми цифровыми и автоматизированными системами. Жители Ярославля новые автобусы на улицах уже увидели, костромичи и владимирцы увидят их чуть позднее. Но о закупках новых машин на заводах власти уже объявили.

Области Верхней Волги обновляют парк пассажирских автобусов
© Российская Газета

Перевозчики - разные

Новые автобусы на маршрутах - одна из составляющих проводимых в регионах транспортных реформ, хотя на стартовую позицию вышел пока только Ярославль, в 2021 году переживший со стороны предыдущего руководства города крайне неудачную попытку реформировать общественный транспорт и теперь заточенный на то, чтобы как можно скорее устранить ее последствия.

- Нам удалось не допустить транспортного коллапса зимой 2021-2022 годов, когда на линии в Ярославле смогло выйти только 50 процентов транспорта. То есть в наличии не было половины необходимых городу автобусов, - напомнил, отчитываясь в конце марта перед депутатами облдумы о деятельности правительства Ярославской области в 2022 году, губернатор региона Михаил Евраев. - Мы собирали транспорт и водителей по всей стране - от Калининграда до Урала, Сибири. И конечно, ни о каком новом транспорте речи тогда не шло. Мы просто смогли собрать 30 процентов недостающего количества, и этот транспорт стал работать. Мы прошли зимний период, не допустили серьезнейшего коллапса, который мог бы случиться, потому что до появления этих автобусов люди зимой ждали транспорта на остановках иногда по два часа. Но тогда же коллеги мне сказали, что области требуется кардинальное улучшение ситуации в транспортной сфере, и мы начали над этим работать (Михаил Евраев возглавил Ярославскую область в октябре 2021 года. - Прим. ред.).

В результате полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам с 1 января 2023 года были переданы на областной уровень. Было создано государственное казенное учреждение "Организатор перевозок Ярославской области" - для координации работы пассажирского транспорта в Ярославле, Ярославском районе и по межмуниципальным маршрутам, и в начале этого года прошли конкурсы по выбору перевозчиков, с которыми заключаются брутто-контракты. По итогам электронных аукционов право возить ярославцев по 137 маршрутам получили девять компаний. Шесть из них местные, но одни из самых больших кусков маршрутного пирога достались иногородним: перевозчик из Санкт-Петербурга получил 40 маршрутов, компания из Московской области - 20. Еще одна компания, зарегистрированная в Подмосковье, но созданная с участием госструктур Ярославской области ("Транспорт Ярославии", 46 маршрутов), по данным областного департамента транспорта, проходит процедуру перерегистрации в Ярославской области. То есть налоги будет платить по месту работы.

Поехали

Побочным эффектом прошедших аукционов стал выход из игры городского транспортного предприятия с 75-летней историей - ПАТП-1, что ярославцы восприняли очень болезненно. Поскольку главным условием конкурсов было наличие у перевозчиков автобусов не старше одного года, находящееся в предбанкротном состоянии предприятие участвовать в них не смогло. Власти уже объявили о намерении присоединить ПАТП-1 к предприятию "Яргорэлектротранс". Его автобусы будут использоваться на межмуниципальных маршрутах, а производственную базу начнут арендовать новые перевозчики.

По итогам электронных аукционов право возить ярославцев получили девять компаний

Между тем свеженькие желтые автобусы с геральдическим символом Ярославля на бортах уже начали прибывать в город на Волге - их закупают сами компании. С середины 2022 года семь новых брендированных машин среднего класса Volgabus-4298 в пилотном режиме работали (и работают) на маршруте N 176 Ярославль - Щедрино, но с 1 апреля только что сошедшие с заводского конвейера автобусы начали возить горожан еще по 18 маршрутам. А до июня, обещают власти, желтые красавцы выйдут на все городские и пригородные линии. Всего их будет более 600 - в основном большого и среднего класса, в том числе на газомоторном топливе: для привлечения такого транспорта в Ярославль в городе были построены две дополнительные газовые заправки.

Кстати, оплачивать проезд в новых автобусах можно будет всеми возможными способами: наличными, банковской картой, персонифицированной электронной транспортной картой, проездным билетом, мобильным телефоном через "Mir Pay" по технологии NFC или через мобильное приложение "Ярославская область. Транспорт". Кроме того, с 1 апреля начала действовать "Якарта" - пополняемая карта для оплаты проезда в транспорте. Пассажир сможет использовать ее в качестве абонемента или кошелька. На первых порах помогать пассажирам пользоваться современными платежными системами будут 60 специально подготовленных волонтеров.

Половину заменить немедленно

В отличие от Ярославля в Костроме и Владимире в деле обновления подвижного состава ставку прежде всего делают на давно работающие местные государственные транспортные предприятия. К примеру, в ювелирной столице России транспортная реформа стартует 1 июля, хотя подготовка к ней идет давно: там тоже передали на уровень региона полномочия в сфере пассажирских перевозок, создали госучреждение "Организатор перевозок Костромской области", обследовали пассажиропоток, разработали новую маршрутную сеть и провели конкурсы по выбору перевозчиков. Согласно условиям этих конкурсов, транспорт, который перевозчики летом выведут на городские линии, должен быть не старше двух лет. Но часть автобусов тоже будут прямиком с заводов.

- На сегодня уже определены перевозчики на маршрутах. По итогам конкурсных процедур 22 направления будут обслуживать две московские фирмы, которые имеют большой опыт перевозок, - рассказали в администрации Костромской области. - Но по 10 самым крупным маршрутам принято решение заключить договор с единственным поставщиком - государственным предприятием Костромской области ПАТП-3. Для полного обеспечения этих маршрутов современным подвижным составом предприятие закупает 118 современных низкопольных автобусов большого и среднего класса вместимости, в том числе 52 - на газомоторном топливе.

По словам заместителя губернатора региона Юрия Макова, поддержку в вопросе приобретения нового транспорта области готовы оказать Минпромторг и Госкорпорация развития ВЭБ.

Во Владимире власти намерены обновить автопарк муниципального перевозчика "Владимирпассажиртранс".

- В этом году приоритетными для Владимира будут работа с маршрутной сетью и приобретение общественного транспорта, - рассказал на своей недавней пресс-конференции губернатор региона Александр Авдеев. - Понятно, что это вопрос в большей степени муниципальный, но без помощи области, взаимодействия с федеральным министерством, а также Государственной транспортной лизинговой компании город сам не справится. На 35 маршрутах Владимира сегодня работают более 230 автобусов, порядка 59 троллейбусов, и примерно половина этого подвижного состава нуждается в немедленной замене.

Губернатор сообщил, что регион подал в министерство заявку на приобретение для муниципального предприятия 100 автобусов разной вместимости, в том числе 40 - на газомоторном топливе, и на первом этапе она одобрена. После окончательного согласования заявки можно будет приступать к процедурам по закупке.

Примечательно, что владимирцы планируют (есть надежда получить инфраструктурный бюджетный кредит) приобретать и новые троллейбусы, что в условиях, когда многие другие регионы вообще отказываются от электротранспорта, выглядит почти как подвиг: Владимиру нужно примерно 20-30 новых рогатых машин, Коврову - 15.

Для сравнения: в Ярославле на условиях концессии будут обновлены трамвайная инфраструктура и парк машин, а вот концепции развития троллейбусного движения пока, по сути, нет, но есть планы приобретения в 2023 году 30 электробусов в рамках федерального проекта "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях". В Костроме же решили денег на троллейбусы не тратить совсем, потому что только на реконструкцию инфраструктуры необходимо два миллиарда рублей, при том что рогатыми, как здесь подсчитали, пользуются всего шесть процентов населения. К тому же ржавые опоры и провисшие провода, по мнению представителей власти, не украшают город. Правда, группа местных жителей с этим не согласилась и обратилась в связи с уничтожением троллейбусного движения к председателю СК РФ Александру Бастрыкину, и региональное управление ведомства сейчас проводит проверку.

Кстати

Первым верхневолжским регионом, обновившим все пассажирские автобусы в своей столице и ее пригороде, стала Тверская область. В 2020 году по 85 маршрутам Твери и Калининского района поехали более 470 синих брендированных автобусов вместимостью 70-100 мест, а через год транспортная реформа началась на территориях Ржевской, Старицкой, Зубцовской, Кимрской и Конаковской агломераций, где сегодня работает 147 таких же автобусов. Поставку машин по договорам лизинга профинансировал ВЭБ, а оператором перевозок стала компания "Транспорт Верхневолжья". В регионе подсчитали, что проведенная транспортная реформа с учетом всех ее составляющих, в том числе внедрения брутто-контрактов, позволила добиться 98-процентного соблюдения расписания и семикратного роста налогов и сборов. Правда, трамваев и троллейбусов в Твери тоже теперь нет.