Рыбы много, но она продолжает кусаться

Согласно отчетам Росстата, за год ценники на рыбу в магазинах подросли в среднем на 30 процентов. Подорожание коснулось и самых «народных» видов, таких как сельдь, минтай, мойва. При этом вылов рыбы в нашей стране год от года растет. Что не так с ценообразованием в отрасли и как предотвратить дальнейшее подорожание рыбной продукции, разбиралась «Парламентская газета».

Рыбы много, но она продолжает кусаться
© Парламентская газета

Цены идут в рост

В России сегодня вылавливают более пяти миллионов тонн рыбы. Это намного больше, чем требуется для ежегодного внутреннего потребления (сегодня россияне потребляют около 1,5 миллиона тонн). С учетом того что в нынешней геополитической ситуации каналы экспорта значительно сужены, на отечественном рынке наблюдается переизбыток биоресурсов. По всем экономическим законам такая ситуация должна привести к снижению цен на продукцию. Однако в случае с рыбой этого почему-то не происходит.

«Мы видим лишь отдельные примеры, когда цена на рыбную продукцию снижается», — заметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин на заседании комитета палаты, посвященном сдерживанию роста цен на рыбу 20 апреля. В оптовой продаже цена на минтай с марта прошлого года снизилась на 13 процентов, но розничная на тот же самый продукт выросла с 200 до 444 рублей за килограмм!

По мнению Сергея Митина, это говорит о том, что на кошельке граждан наживаются многочисленные перекупщики. Их маржа может составлять в цене рыбы до 30 процентов. Между тем законодательные инструменты для того, чтобы уже сейчас применить в отрасли государственное ценовое регулирование, есть. Еще в «ковидные» времена были приняты поправки в закон о торговле, позволяющие вводить государственное регулирование цен на определенные виды социальных товаров. «Перечень таких товаров с учетом текущей ситуации необходимо пересмотреть, добавив туда новые виды рыбы», — считает Сергей Митин. Он также напомнил, что в Госдуме сейчас в стадии рассмотрения новые поправки в закон о торговле, которые направлены на ограничение наценки в торговых сетях на социальную группу товаров. 

Если законопроект будет поддержан, то надежную законодательную основу получат предложения Росрыболовства о том, чтобы ограничить торговую наценку в размере 30 процентов на мороженую горбушу, сельдь, минтай и сардину. 

Между тем обсуждение законопроекта об ограничении наценки идет непросто. Оппоненты из Минпромторга отмечают нерыночность такой меры, прогнозируя даже дефицит рыбной продукции на прилавках. Однако с учетом переизбытка добываемых Россией биоресурсов в вероятность подобных прогнозов верится с трудом. «О нерычности механизмов ценообразования на рыбном рынке как раз говорит сложившаяся ситуация, когда цены неконтролируемо растут, притом что рыбы вылавливают все больше», — сказал на заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию председатель комитета Александр Двойных

Он добавил, что на пути рыбы от корабля до прилавка образовалось немало неоправданных «накруток», например на этапе хранения продукции и транспортировки. По мнению Александра Двойных, основная задача в том, чтобы выявлять такие этапы и делать ценообразование на рыбную продукцию прозрачным.

Наценка за холодильник

«Ценообразование на рыбную продукцию всегда было волатильным», — рассказал «Парламентской газете» сенатор Игорь Зубарев. Он сообщил, что количество вылавливаемой рыбы зависит от сроков путины. «То есть какой-то определенный вид рыбы можно вылавливать 2-3 месяца в году. Поэтому цена может варьироваться в пределах 30 процентов», — пояснил Зубарев.

Некоторые виды рыб и вовсе вылавливают с годовой периодичностью. «Примерно как яблоки: если в этом году антоновки много, то на следующий год яблони будут отдыхать», — добавляет он. При этом Зубарев отмечает, что основная накрутка к цене рыбы образуется все-таки не на этапе ее вылова, а при дальнейших операциях. Большую проблему, например, представляет хранение. Для этого необходимы промышленные холодильники, дающие заморозку минус 28 градусов, и такое оборудование есть далеко не во всех хозяйствах.

Поэтому крупные холодильные комбинаты покупают рыбу в период путины по низкой цене и «растягивают» ее отпуск на весь год, накручивая цену за услуги хранения. Решить проблему, по мнению президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Германа Зверева, можно было бы с помощью уже действующего механизма инвестиционных квот в рыбной отрасли. Инвестор, вложившийся в строительство рыболовецких судов или рыбоперерабатывающих заводов, получает квоты на вылов рыбы. С учетом создавшейся ситуации можно было бы включить в список объектов для инвестирования и комбинаты-холодильники, считает Зверев, при этом, по его мнению, упор должен быть сделан на строительство крупных хранилищ.

Неменьшую проблему представляет и дороговизна логистики. В ноябре прошлого года руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, выступая в палате регионов, отметил, что в структуре оптовой цены на тихоокеанскую сельдь расходы на перевозку доходили до 30 процентов от оптовой цены реализации рыбаками. С прошлого года государство осуществляет субсидирование железнодорожных тарифов на перевозку рыбы, однако на перевозки иными видами транспорта субсидирование не распространяется. Об этом рассказала «Парламентской газете» сенатор Людмила Талабаева. По ее мнению, рыбопромышленные предприятия следует освободить от платы по системе «Платон» при перевозке их продукции с Дальнего Востока автомобильным транспортом, а также выделить для них топливные субсидии.

При этом следует помнить, что далеко не вся рыба добирается до Центра страны столь долгим путем. »Сегодня триста тысяч тонн рыбы выращивается в рыбохозяйствах в центральных регионах. Затрат на перевозку и хранение у них нет, при этом цена на вроде бы местную рыбу за год выросла на 70 процентов. В чем причина?» - задается вопросом Сергей Митин.

По его мнению, для сдерживания роста цен на рыбную продукцию нужна система мер по обеспечению прозрачности ценообразования. «Мы готовы разработать ее совместно с Правительством», — заключил сенатор.