Смогут ли США и ЕС остановить рост цен на российскую нефть

Цена на российскую нефть Urals, отгружаемую из портов Балтики и Черного моря, в предпоследнюю неделю апреля превышала 60 долларов за баррель (уровень потолка ЕС и G-7). Такие данные приводит финский Центр исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA).

Смогут ли США и ЕС остановить рост цен на российскую нефть
© Российская Газета

Цена российской нефти ESPO, поставляемой по трубопроводу "Восточная Сибирь - Тихий океан" в Китай и из портов Дальнего Востока во все страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), превышала 70 долларов баррель. Доля танкеров, перевозящих российскую нефть, которые соблюдают потолок цен, составила 55%, а нефтепродукты - 70%.

Фактически это констатация факта, что все меры, предпринятые ЕС и G-7 в отношении нашего нефтяного экспорта, работают в лучшем случае только наполовину. Причем влияние их на нефтяной рынок не возрастает, а снижается. Если раньше нехорошим знаком для Запада была цена российской нефти, близкая к 50 долларам за баррель, то сейчас неплохой называется ее стоимость, близкая к пределу потолка цен.

При этом США и ЕС продолжают контролировать добрую половину мирового рынка нефти и ожидать смирения от них совсем не стоит. Ранее шли разговоры о возможном снижении потолка цен на российскую нефть до 40-30 долларов за баррель, но в сегодняшней ситуации такая мера будет выглядеть только как доказательство собственной беспомощности стран Запада. Поэтому бороться они будут за соблюдение уже существующего потолка (price cap) в 60 долларов за баррель. В первую очередь, посредством вторичных санкций, действующих на покупателей российской нефти из третьих стран.

По мнению аналитика ФГ "Финам" Андрея Маслова, новые ограничительные меры со стороны ЕС или G7 пока не рассматриваются, а изменение потолка цен на российскую нефть не обсуждается. В целом санкционный потенциал, скорее всего, достиг своего предела, и дальнейшее ужесточение маловероятно.

Фокус санкционной политики будет смещен с конкретных уровней потолка на меры борьбы с его обходом (ужесточение контроля/вторичных санкций и т.д.), считает портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин. Насколько они будут эффективны - вопрос в деталях и практике правоприменения, об этом рано говорить, уточняет эксперт.

Как отмечает заместитель руководителя практики финансового консалтинга Группы "Деловой профиль" Анна Крысина, сегодня многие опасаются введения вторичных санкций, которые могут еще больше осложнить экспорт российской нефти. Особенно высоки риски вторичных санкций у Казахстана, но, введя их, Европа может утратить доступ не только к российской, но и к казахстанской нефти. Около 80% казахстанского экспорта нефти идет транзитом через Россию по трубопроводу, управляемому Каспийским трубопроводным консорциумом, а еще 16% - поступает на запад по трубопроводной сети "Транснефти".

С другой стороны, Индия, увеличившая импорт нашей нефти до рекордных значений в 2022 году, уже ощутила "недовольство американцев". Компания Gatik Ship Management, ставшая крупным перевозчиком нефти из России, лишилась международной страховки из-за нарушения механизма потолка цен, сообщил Bloomberg. Проблемы возникли и у индийских банков, а также нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Но все это местечковые радости. Экспорт нефти из России продолжается и по растущим ценам, и, скорее всего, помешать этому всерьез США и ЕС не в состоянии. Как отмечет Маслов, Россия продолжает поставлять нефть в Индию и Китай, наращивая экспорт, что не стыкуется с заявлением по сокращению добычи на 500 тысяч баррелей в сутки. Поэтому для снижения потолка цен сейчас предпосылок нет, а вот его увеличение возможно, если найдутся доказательства, что Россия действительно не сокращает добычу черного золота, считает он.

Средние цены на российскую нефть марки Urals в декабре 2022 года после введения нефтяного эмбарго ЕС и "потолка цен" падали до 35 долларов за баррель, практически вдвое от цены нефти марки Brent, напоминает Крысина. Но на низком уровне цены могли держаться до тех пор, пока использовались запасы, сделанные в период ожидания санкций, и уже в феврале дисконт сократился до 24-26 долларов за баррель (что составляет около 30% к Brent). При этом величина дисконта в каждом конкретном случае определяется условиями договора между покупателем и продавцом, поэтому в большей степени дисконт зависит от дальности доставки нефти. Если в европейских портах российская нефть сегодня котируется с дисконтом 25-27 долларов за баррель, то в Китай нефть марки Urals поставляется с дисконтом 10-11 долларов за баррель. В июле-августе 2023 года, когда на рынке будет наблюдаться дефицит предложения, российская нефть будет торговаться по ценам гораздо выше установленного потолка, а дисконт не будет превышать 10-15 долларов за баррель.

То есть цены на нашу нефть будут расти независимо от уровня потолка и США и ЕС придется перейти от борьбы за низкую стоимость нашего сырья на борьбу с его экспортом. Задача значительно более сложная. Причем успех ее выполнения будет означать серьезный рост цен на энергоресурсы на мировом рынке, чего страны Запада сейчас стараются всеми силами не допустить.