Павел Князев: БРИКС – уникальный формат межгосударственного взаимодействия
Павел Князев является одним из опытных российских дипломатов, послужной список которого включает участие в работе Совета Безопасности ООН, а также в деятельности других международных организаций. В настоящее время он занимается вопросами членства России в БРИКС и укрепления связей с развивающимися странами в формате «БРИКС плюс». Павел Князев – су-шерпа России в БРИКС.
В эксклюзивном интервью TV BRICS дипломат рассказал о работе внутри объединения БРИКС, проводимой для его потенциального расширения, о ближайших задачах группы и преимуществах «пятерки».
– Не исключено, что в обозримом будущем мы перестанем говорить «пятерка» и будем искать новую формулировку. Алжир, Египет, Иран, Индонезия, Саудовская Аравия и другие – уже полтора десятка государств проявили заинтересованность стать частью БРИКС. Возможно, и это не предел. Как вы оцениваете перспективы расширения «пятерки»? В чем его возможные плюсы?
– Полагаю, что движение в направлении расширения БРИКС – это объективный процесс. На фоне масштабных геополитических вызовов и кардинальных перемен, происходящих сегодня в мире, количество желающих присоединиться к «пятерке» неуклонно растет. Каждая из стран-кандидатов видит здесь свой практический интерес, и это не только возможности для наращивания экономического взаимодействия. Важным фактором становится стремление государств к суверенному равенству, повышению своей роли на международной арене, обеспечению энергетической и продовольственной безопасности.

Однополярная модель уходит в прошлое. В Азии, Африке и Латинской Америке укрепляются новые центры силы, проводящие независимую внешнюю политику, готовые отстаивать свои национальные интересы. Именно поэтому объявление в 2022 году об активизации дискуссии по расширению объединения вызвало мощный позитивный отклик в развивающемся мире. БРИКС воспринимается в качестве одного из столпов нового, более справедливого миропорядка, поскольку предлагает миру созидательные, объединительные, устремленные в будущее инициативы. Не стоит забывать, что блок обладает огромным потенциалом развития взаимодействия по самому широкому спектру направлений.
На данный момент в «пятерке» ведутся активные дискуссии с целью определения критериев и других модальностей расширения БРИКС. Южноафриканское председательство нацелено на достижение существенного прогресса уже к саммиту в Йоханнесбурге в августе. Будем активно этому содействовать. Вопросы приема новых государств требуют вдумчивого анализа, деликатной внутренней работы по достижению консенсуса.
Подчеркну еще раз, что Россия последовательно выступает за углубление взаимодействия БРИКС с развивающимися странами. В рамках объединения уже созданы механизмы партнерского сотрудничества «аутрич»/«БРИКС плюс», которые дают возможность формировать устойчивый круг друзей объединения. Показательным в этом плане стал диалог высокого уровня по вопросам развития, состоявшийся в рамках прошедшего в июне 2022 года саммита БРИКС, в котором приняли участие руководители 13 приглашенных государств глобального Юга. Развитие формата «аутрич»/«БРИКС плюс» является одним из наших приоритетов. Уверены, что такая практика будет способствовать объединению усилий мирового большинства в решении общих или сходных проблем развития, преодолении актуальных торгово-экономических вызовов.
– Как вы считаете, с какой из стран, желающих стать частью БРИКС, сотрудничество блока наиболее перспективно? Или же каждое из этих государств может внести свой весомый вклад в развитие объединения?
– Все эти государства играют весьма важную роль в своих регионах и на международной арене в целом. Все они обладают значительным экономическим потенциалом, богатой культурой. Самое главное – они стремятся проводить суверенный внешнеполитический курс и привержены цели построения более справедливого, многополярного миропорядка, основанного на взаимном уважении и учете законных интересов всех участников международного общения.

Уверены, все они могли бы внести свой вклад в развитие сотрудничества БРИКС. Однако я бы не хотел, повторюсь, забегать вперед, поскольку все решения в объединении принимаются исключительно на базе консенсуса. Еще раз подчеркну: все страны, заявившие о заинтересованности в участии в работе БРИКС, – уважаемые государства и достойные кандидаты.
– Российские чиновники и дипломаты неоднократно подчеркивали, что расширение числа участников БРИКС – не приоритетная задача, так как важнее не количество, а качество. Тогда что является сейчас приоритетной задачей для объединения? Или что должно такой задачей являться?
– Вопрос расширения, безусловно, важен, но также приоритетны задачи укрепления стратегического партнерства в рамках объединения, наращивания его международного авторитета, влияния на процессы принятия решений по актуальным глобальным вопросам.
Намерены продолжать последовательную работу по повышению практической отдачи от деятельности рабочих механизмов в интересах улучшения жизни граждан наших стран. Мы не гонимся за сиюминутными и быстрыми результатами. Как сказал министр иностранных дел Сергей Лавров, «не должно быть запредельных эмоций, нужно просто работать и делать свое дело».
Многое предстоит сделать в плане укрепления политдиалога, в частности в плане повышения уровня координации стран БРИКС на международных площадках. В этом контексте уникальную возможность предоставляют последовательные председательства Индии, Бразилии и ЮАР в «Группе двадцати» (в 2023 году – Индия, в 2024 году – Бразилия, в 2025 году – ЮАР). Широкое поле для совместной работы имеется и в рамках ООН.
Будем продолжать развивать сотрудничество по линии высоких представителей стран БРИКС, курирующих вопросы безопасности, министров иностранных дел.

Большой потенциал имеет экономическое сотрудничество. Здесь среди приоритетных направлений выделяем практическую реализацию принятой в 2020 году Стратегии экономического партнерства до 2025 года. Среди перспективных сфер приложения наших усилий видим цифровую экономику, сельское хозяйство, транспорт, внедрение передовых технологий в производственные процессы, таких как искусственный интеллект, большие данные. Обсуждаются планы по наделению Пула условных валютных резервов БРИКС полномочиями по применению валют, альтернативных доллару США. Готовится к подписанию соглашение стран «пятерки» о взаимной административной помощи в таможенных делах.
Настроены на развитие взаимодействия в области энергетики, в том числе в формате Платформы энергетических исследований БРИКС. Уверен, что существенную добавленную стоимость будет иметь реализация российских инициатив по созданию центра промышленных компетенций БРИКС, международного туристического центра, арбитражного центра и геологической платформы «пятерки».
– Многие эксперты, в том числе международные, неоднократно подчеркивали, что плюсы БРИКС – гибкость вместо жесткой структуры и взаимовыгодное сотрудничество всех стран друг с другом. А в чем вы видите уникальность и преимущества «пятерки»?
– БРИКС как формат межгосударственного взаимодействия поистине уникален. Прежде всего потому, что в его основе лежит общая приверженность ценностям равноправного диалога и сотрудничества, взаимное притяжение самобытных цивилизаций, представляющих различные регионы планеты.

При этом важно понимать, что наше объединение не является интеграционным, то есть не нацелено на формирование единого экономического пространства с унифицированными нормами в финансово-экономической, миграционной и других сферах. БРИКС – многогранное стратегическое партнерство, востребованная площадка для сближения позиций по широкому спектру межгосударственного диалога. Другими словами, это очень демократичный формат, в нем никто никому ничего не навязывает. «Пятерку» объединяет позитивная повестка дня, нацеленная на создание благоприятных экономических и политических условий для внутреннего развития наших стран. И в этом тоже сила и притягательность БРИКС.
Фото: istockphoto.com, департамент БРИКС МИД России