Цены на бензин наконец остановят: депутаты придумали логичный способ

В Госдуме разработали инициативу по сдерживанию цен на топливо в России. Член совета палаты парламента Борис Чернышов предложил ввести минимальные квоты для производителей нефтепродуктов, чтобы они гарантированно отдавали часть своей продукции на АЗС, а не на экспорт. NEWS.ru расскажет, есть ли шанс у этой инициативы и позволит ли она на самом деле сбить цены.

Цены на бензин наконец остановят: депутаты придумали логичный способ
© News.ru

Зачем понадобилась инициатива по сдерживанию цен на топливо

Чуть больше недели назад биржевая (она же оптовая) стоимость бензина марки «Премиум-95» по итогам торгов поднялась выше 74 тыс. рублей за тонну впервые с сентября 2023 года. Это стало рекордом 2024-го.

Если точнее, котировки Аи-95 выросли до 74,313 тыс. рублей за тонну. При этом за неделю рост цены этого вида топлива составил более 6%. Стоимость бензина Аи-95 была близка и к историческому рекорду — максимальным значением является 76,876 тыс. рублей за тонну, которое было зафиксировано 7 сентября 2023 года.

Бензин Аи-92, напротив, тогда немного подешевел — до 57,333 тыс. рублей за тонну. Ценовым рекордом для бензина Аи-92 является отметка в 70,5 тыс. рублей за тонну, достигнутая 18 сентября 2023 года.

Почему резко выросли цены на 95-й бензин

Как заявлял ранее NEWS.ru руководитель департамента продаж и клиентской поддержки компании «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман, очень много причин для роста цен. И в первую очередь они поднимаются из-за сокращения предложения на рынке.

Во-первых, снизилась производительность НПЗ, которые подверглись атакам дронов, заводы несут издержки. Во-вторых, в мае снят запрет на экспорт топлива за границу — таким образом, НПЗ на юге России в качестве основного рынка сбыта используют «вновь разрешенную» Турцию. Топливо обычно экспортируют по более высоким ценам, чем продают на АЗС, что, опять же, приводит к росту оптовых цен.

Кроме того, наблюдается и общий тренд ОПЕК+ на сокращение нефтедобычи для регулирования цен. «Недавно появились данные о падении производства в Китае (а значит, и о снижении спроса для экспортеров), на что рынки отреагировали немедленно падением цен на топливо», — сказал Шнейдерман.

В то же время при сократившемся предложении спрос на бензин внутри страны растет, говорит аналитик. Если в марте и апреле высокая стоимость топлива была обусловлена посевной, то сейчас на нее влияет сезон отпусков и всплеск автотуризма по стране. «Типично рыночная история: ослабленное предложение на фоне высокого спроса приводит к росту цен», — заметил Шнейдерман.

Что предложили в Госдуме для снижения цен

Зампредседателя Госдумы Борис Чернышов написал письмо вице-премьеру Александру Новаку с предложением ввести минимальные квоты для производителей нефтепродуктов, чтобы они обеспечивали внутренний рынок необходимыми объемами топлива, а не продавали значительную его часть по более выгодным ценам за границу.

«В целях стабилизации внутреннего топливного рынка, снижения цен на АЗС и обеспечения устойчивого снабжения стратегически важных отраслей экономики бензином и дизельным топливом предлагаю рассмотреть возможность введения механизма квотирования торговли этими видами топлива на внутреннем рынке», — сказано в письме.

Вице-спикер Госдумы отметил, что для ежеквартальной разработки квот необходимо создать правительственную комиссию. Ее члены должны руководствоваться потребностями рынка и ключевых отраслей. Чернышов также предложил штрафовать нефтяные компании, которые не будут выполнять установленные меры. Он также отметил, что в прошлом году правительство повышало норматив продажи бензина на бирже до 13% от объема производства. Возможно, сейчас его стоит повысить до 20%.

Поможет ли инициатива сбить цены на бензин

Если идею Чернышова возьмут на вооружение в правительстве, то цены на АЗС могут снизиться незначительно и только временно, предположил в разговоре с NEWS.ru руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «Это связано с тем, что инфляция и ремонт нефтеперерабатывающих заводов — это долгосрочные факторы, которые не могут быть устранены только за счет квот. Введение квот может просто замедлить рост цен на некоторое время», — сказал эксперт.

В свою очередь финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов указал, что введение квот может привести к снижению цен на бензин на АЗС. Однако это зависит от того, насколько будут увеличены поставки на внутренний рынок. «Ожидается, что цены могут снизиться на 10–20%, если квоты будут оптимально рассчитаны», — сказал он. Или же меры могут просто остановить темп роста цен на определенный период.

Если проблема недостатка предложения не будет решена (например, из-за производственных лимитов или логистических проблем), то цены могут остаться на прежнем уровне, указал эксперт. «Стоит также учитывать, что, если вводимые меры не будут достаточно жесткими, нефтяные компании могут начать манипулировать спросом и предложением, что приведет к разрушению эффекта ограничений. Таким образом, несмотря на возможные улучшения, окончательный эффект будет зависеть от динамики рынка и введенных мер», — говорит Антонов.

Он также сомневается, что восходящий тренд в ценах на бензин, который мы видим все последние 15 лет (по 6–7% в год), вряд ли изменится.

Примут ли в правительстве новую идею по сдерживанию цен на топливо

В кабмине РФ тоже борются с ростом цен. Одна из мер, на которую недавно уже делали ставку и которую активировали вновь с 1 августа, — ограничение экспорта топлива. Деев полагает, что шансы на принятие этой меры невелики. Ведь правительство уже ограничило экспорт.

«Введение квот — это еще более радикальная мера, которая может столкнуться с сопротивлением нефтяных компаний и привести к дефициту бензина. Вряд ли правительство пойдет на такой шаг, особенно учитывая, что и без того есть проблемы с обеспечением достаточного производства бензина в условиях ремонта НПЗ», — сказал аналитик.

Антонов, напротив, считает, что введение квот было бы логичным продолжением мер, ослабляющих экспорт. Примут ли это решение в кабмине, зависит от нескольких факторов:

в текущей ситуации правительство под давлением общественного мнения и роста цен на топливо может усиливать контроль за внутренним рынком. Однако если отраслевые лоббисты начнут оказывать сильное сопротивление, то это может затруднить процесс принятия решения; ограничение может привести к негативным последствиям для бизнеса, особенно для компаний, ориентированных на экспорт. Это может вызвать возмущение в бизнес-сообществе, что также повлияет на шансы принятия мер; введение квот поддержит стабильность цен на внутреннем рынке путем ограничения ситуации с дефицитом. Однако если меры будут восприняты как чрезмерное вмешательство, то это может вызвать недовольство среди производителей. Таким образом, меры имеют свои плюсы и минусы и зависят от текущей экономической и политической ситуации, резюмирует Антонов.

Читайте также:

В России могут появиться квоты на продажу бензина

«Бензин в РФ подорожал в опте из-за атак БПЛА по НПЗ»: что с ценами на АЗС

В России снова запретят экспорт бензина: когда подешевеет топливо на АЗС