Кому будет выгодна остановка транзита российского газа через Украину

Прекращение транзита российского газа через Украину становится все более реальным. Контракт на прокачку заканчивается меньше чем через два месяца. Никаких подвижек с решением проблемы нет. Нет даже официальных переговоров, если только они не тайные.

Кому будет выгодна остановка транзита российского газа через Украину
© Российская Газета

Экономически окончание транзита невыгодно никому из участников процесса. Украина теряет деньги и стратегическое значение для ЕС как страна-транзитер газа. Европа остается без приблизительно 15 млрд кубометров газа в год, в сегодняшней ситуации для нее достаточно чувствительно. Россия теряет еще один канал экспорта газа на запад, самый прибыльный для "Газпрома" рынок. После этого относительно 2021 года наши поставки газа в ЕС упадут почти в 10 раз.

Но есть страны, которым прекращение транзита российского газа через Украину будет выгодно. Все в этом случае говорят о США, которые еще больше освободят европейский рынок для своего сжиженного природного газа (СПГ). Правда, в конечном итоге основные сливки с этого снимут китайские, ближневосточные и европейские компании, которые покупают СПГ в США и продают в ЕС. Но бенефициарами будут не только они и американские производители газа. Остановка украинского транзита сильно улучшит переговорные позиции Турции и Китая по поводу поставок газа из России.

Фактически обе эти страны станут единственными рынками сбыта для нашего трубопроводного газа. С Китаем дело касается газопровода "Сила Сибири-2" мощностью 50 млрд кубометров газа в год, что почти эквивалентно возможностям прокачки взорванного "Северного потока" - 55 млрд кубометров. Переговоры о его строительстве идут с 2006 года и сейчас уперлись в заключение контракта на поставку газа. Китай хочет минимально возможную или даже невозможную цену. После прекращения украинского транзита переговорные позиции Пекина усилятся.

А вот Турция может примерить на себя роль Украины до строительства обходящих ее газопроводов "Северного потока" и "Турецкого потока". Единственный тогда обходящий ее маршрут - газопровод "Ямал-Европа" был построен только в 1999 году и фактически также был с использованием страны-транзитера - Польши. Сейчас же Турция и вовсе станет безальтернативным маршрутом.

По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, теоретически есть возможность увеличить поставки на турецкий рынок, учитывая, что существующая экспортная инфраструктура на этом направлении загружена примерно на две трети.

Вопрос в том, за счет чего это будет сделано. Будет ли расти спрос в Турции? Уйдут ли с него некоторые объемы СПГ в Европу для компенсации выпавших вследствие гипотетической остановки украинского транзита объемов газа? Что будет с ценами в Европе? Они, вероятно, будут выше по сравнению с ситуацией сохранения транзита. Кстати, это отразится и на рынке Турции, так как повысит контрактные цены на весь импортный газ и для нее, считает Гривач.

Здесь, правда, стоит вспомнить, что на прошлой неделе министр энергетики и природных ресурсов Турции Алпарслан Байрактар заявил, что его страна хочет особую цену на газ из России. Причем, по его словам, цена газа для европейских покупателей будет формироваться в Стамбуле.

Как замечает ведущий отраслевого Telegram-канала "Нефтегазовый мир" Сергей Ветчинин, турецкий министр напомнил, что действующий российско-турецкий газовый контракт истекает в 2025 году. И он при этом упомянул и об украинском транзите, сделав акцент, что его, скорее всего, уже не будет.

Эксперт не исключает, что во всех разговорах о турецком газовом хабе на самом деле речь идет уже не о какой-то компенсации наших потерь, а о хотя бы каком-то сохранении пока еще идущих российских поставок газа в Европу - за счет так называемого его "обезличивания". Впрочем, аппетиты Турции будут ограничены возможностями инфраструктуры. Как отмечает директор по исследованиям "Имплемента" Мария Белова, на выходе из страны существует "узкое горлышко". Пропускная способность Трансбалканского газопровода - 18 млрд кубометров газа в год, а Трансадриатического газопровода (ТАР) - 10 млрд кубометров, и эту проблему не получится решить за ночь. Более того, поскольку трубы проложены на территории ЕС, вопрос их расширения находится в ведении Европейской Комиссии.

При этом Турция вполне может попросить дополнительную скидку на российский газ, если будет прокачивать его в Европу, используя максимальную мощность инфраструктуры. Как поясняет Гривач, скидка за увеличение объема отбора - это обычная коммерческая практика. С точки зрения Ветчинина, компенсировать прокачкой газа через Турцию потерю украинского транзита можно только за счет строительства новых ниток "Турецкого потока", что весьма проблематично в условиях жесточайших санкций. Ведь в прокладке двух существующих ниток этого газопровода участвовали западные компании, которые теперь не смогут сделать подобное из-за санкций. Да и в принципе такой вариант возможен лишь в том случае, если Турция на практике действительно начнет реализовать проект создания в этой стране именно крупного газового хаба, подразумевающего наличие крупных газовых хранилищ, а не просто газовой биржи со стамбульским газовым индексом. А именно об этом недавно сообщил турецкий министр.

По мнению Беловой, у России теоретически есть два варианта сохранить объемы экспорта газа в Европу. Первый - возобновление прокачки по "Ямал-Европа", экспорт газа по нему был прекращен после введения санкций. Второй - несертифицированная для поставок, но находящаяся в работоспособном состоянии нитка газопровода "Северный поток 2". Реализация обеих опций потребует политической воли ЕС, на что пока не приходится рассчитывать.