Цены ж/д перевозки зерна в России упали вслед за ставками аренды вагонов
Стоимость железнодорожных перевозок зерна в России, предназначенного на экспорт во втором квартале, снизилась на 15-25 процентов от начала года. Об этом сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные Центра ценовых индексов (ЦЦИ). Аналитики назвали причинами таких тенденций рост предложения хопперов-зерновозов, которое уже стало избыточным, низкую экспортную квоту на зерновые, снижение урожая озимой пшеницы в текущем году и сезонный фактор. По данным одного из источников на рынке, ставки аренды зерновозов при заключении спотовых контрактов (с немедленной оплатой – ROSNG) в январе—феврале снизились ещё сильнее – на 30–40 процентов от того же периода минувшего года. Основной причиной сокращения он назвал сезонный фактор, так как к этому времени основной объём урожая был уже вывезен. Также источник назвал ещё ряд факторов, которые усугубляют ситуацию. В частности, в январе текущего года переходящие запасы зерна снизились на 27% год к году до почти 23 млн тонн. Также парк хопперов с конца 2023 года к тому же периоду прошлого увеличился с более чем 64 тысяч до почти 79,5 тысячи единиц, а за минувший. А за минувший год в целом было построено и приобретено почти 15,6 тысячи вагонов, что стало абсолютным историческим рекордом. Негативную тенденцию подтвердили также в Объединении вагоностроителей. По его данным, за январь-март текущего года производство хопперов год к году сократилось на 67% до 1,13 тысячи. В ЦЦИ ожидают, что их выпуск также резко сократится и в текущем квартале. Причиной стал как раз избыток вагонов, который снизил их востребованность . Также «КоммерсантЪ» приводит данные о сокращении погрузки зерна на сети главного в стране железнодорожного оператора, компании ОАО «РЖД». За первый квартал она сократилась на 30,8 процента, до 5,7 миллиона тонн. При этом сильнее всего, на 18,7%, сократился экспорт. В компаниях-владельцах зерновозов газете комментариев не представили. По оценкам экспертов, которые приводит газета, на сегодня есть возможность направить во временный отстой примерно 15 процентов зерновых вагонов, а также перевести их на смежный рынок сыпучих строительных грузов или предложить поставщикам зерновых из сопредельных стран с российской шириной колеи. В РЖД призвали собственников вагонов выводить незадействованный подвижной состав на пути необщего пользования. В компании пояснили, что это способствует повышению пропускной способности основных магистралей.