Национализация железных дорог Великобритании начала с провала: пассажиров пересадили в автобус

Первый ренационализированный рейс, следовавший в 05.36 по маршруту Уокинг – Ватерлоо, был прерван в Сурбитоне из-за праздничных технических работ, и пассажиров пересадили в автобус. Символическая же поездка состоялась чуть позже – в 06.14 со станции Ватерлоо в Шеппертон отправился брендированный поезд с логотипом «Великие британские железные дороги: скоро» и британским флагом на борту.

Министр транспорта Хайди Александер, присутствовавшая на отправлении этого состава, заявила: «Сегодняшний день знаменует собой новый рассвет для наших железных дорог. Мы уходим от 30–летней неэффективности, задержек в обслуживании и неудовлетворенных пассажиров и уверенно вступаем в новую эру – эру великих британских железных дорог», – отметила она, добавив, что присутствие на станции Ватерлоо в этот момент было для нее принципиальным.

SWR (South Western Railway) стала первым оператором, возвращённым под контроль государства согласно новому Закону о пассажирских железнодорожных перевозках (государственная собственность) 2024 года, принятому вскоре после победы лейбористов на всеобщих выборах. Оператором маршрута теперь является государственная компания DfTO, которая уже управляет такими перевозчиками, как LNER, Northern, TPE и Southeastern. До конца 2027 года планируется национализировать оставшиеся девять частных франшиз по мере истечения их контрактов.

Хайди Александер подчеркнула, что в ближайшее время правительство планирует принять закон, который окончательно объединит операционные функции железных дорог в единую структуру Great British Railways (GBR).

«Конечно, перемены не произойдут в одночасье. Нам всегда было ясно, что государственная собственность – это не спасительный путь, но мы действительно делаем первый шаг в борьбе за создание железной дороги, по-настоящему отвечающей требованиям XXI века», – сказала министр.

Первый рейс прошел на фоне как восторженных, так и критических откликов. Стив Монтгомери, управляющий директор First Rail (частной компании, управлявшей SWR с 2017 года), напомнил, что за годы работы фирма инвестировала «сотни миллионов фунтов» в развитие сервиса. «Вплоть до последних недель мы продолжали внедрять инновации, внедряя новую услугу быстрого доступа к Wi-Fi. Мы поддерживаем DfTO, чтобы обеспечить плавный переход», – подчеркнул он.

В оппозиции же настроены скептически. Гарет Бэкон, теневой министр транспорта от Консервативной партии, отметил: «Лейбористы годами говорили о преимуществах ренационализации, и теперь им придется выполнить свои обещания по снижению цен на билеты, прекращению всех сбоев и забастовок, а также улучшению обслуживания».

Профсоюзы приветствовали возвращение железных дорог в госсобственность, но считают его только началом пути. Мик Уилан, глава профсоюза машинистов Aslef, заявил: «Все в железнодорожной отрасли знают, что приватизация, которую даже закоренелая частница Маргарет Тэтчер назвала чрезмерной, не сработала».

А Эдди Демпси, генеральный секретарь RMT, добавил, что национализация не будет полной, пока внешнеподрядной персонал остается вне госштата: «Если министры серьезно настроены на создание справедливой и эффективной железной дороги, они должны без промедления вернуть на работу всех железнодорожных работников, включая уборщиц, охрану и персонал на входе».

Несмотря на символичность первого рейса, который начался с замены поездки автобусом, правительство уверено, что дальнейшие реформы и создание структуры GBR позволят улучшить сервис и сэкономить порядка 150 миллионов фунтов стерлингов в год за счет упрощения системы управления и отказа от выплат частным операторам.