Поля экзотики: зачем на Кавказе начали выращивать римский кориандр и что из этого вышло
Черный тмин, имбирь, батат — экзотические для Дагестана культуры скоро будут выращивать на местных полях. Фермер-предприниматель Зулкипли Рамазанов, четверть века экспериментировавший с сельскохозяйственными растениями в Астраханской области, решил применить свои навыки в родной республике. И весьма успешно.
Первый посев комом
В начале весны в родном селе Дзержинское на границе с Чечней Зулкипли Рамазанов засеял черным тмином, также известным как римский кориандр, пять гектаров земли. Урожай ожидается в конце июля. Это уже вторая попытка фермера.
— В прошлом году из-за сеялки вышла ошибка и пришлось четыре гектара второй раз высаживать вручную. Сделано это было ради эксперимента: приживется ли на родной для меня земле? — говорит фермер.
Работать в поле Зулкипли приучен с детства. С 11 лет помогал матери выращивать томаты, которые затем отправляли в Сибирь.
В юности были землеустроительный техникум в Новочеркасске, работа в Ростове в сфере сельского хозяйства. А в 2000 году Зулкипли купил землю в Астрахани, впечатлившись урожаями местных фермеров. Первое, что он решил посадить, — уже знакомые помидоры. Результат превзошел все ожидания.
— В Дагестане мы еле собирали 25 тонн с гектара, а в Астрахани я смог вырастить от 90 до 102 тонн с гектара. Помогли ребята-корейцы, которые рассказали о выращивании и подкормке микроэлементами.
Сегодня на плантациях Зулкипли — и картофель, и капуста, и фруктовые деревья, а также арбузы разных сортов, батат, имбирь, куркума и даже киви. Черным тмином фермер-энтузиаст занялся после разговора с двоюродным братом, живущим в Египте.
— Он привез эфиопские семена, я высадил их в Астрахани. Это как раз в пандемию было, в 2022 году. Вырастил где-то сто квадратов — хороший урожай. Тмин неприхотлив ко всему. В 2023 году высадил уже два гектара, в 2024-м — шесть.
Некому работать
Успешный опыт Зулкипли теперь хочет реализовать и в родном селе, чтобы выращивать тмин в промышленных масштабах. Молва о первых успехах фермера разошлась по сети, и уже появились первые желающие купить семена.
— Звонят из Турции, Беларуси, Башкирии и Татарстана, но пока я не могу им дать семена: у меня нет технологии очистки, нет комбайна, — говорит предприниматель.
В этом Рамазанов рассчитывает на поддержку республиканских властей и планирует направить им обращение. Другая проблема, с которой столкнулся фермер и в Дагестане, и в Астраханской области, — нехватка рабочих рук.
— Приезжие не хотят работать в селе, а местные жители торгуются, как на аукционе. Представляете, до десяти тысяч рублей в день доходит ставка, а желающих нет. Вот в прошлом году, как только начался сенокос, рабочие словно испарились. А кто-то занят на других фермах, на той же картошке, — сетует фермер.
По словам Зулкипли, в Астраханской области предпринимателю нужны 20 рабочих. Новая техника, зарплата от 60 до 100 тысяч в месяц, а желающих нет, разводит руками предприниматель.
Для поддержания иммунитета
Из выращенных в Дагестане семян тмина Зулкипли планирует получать масло и мед.
— Математика такая: если сырье хорошее, то на литр масла нужно четыре килограмма семян, — объясняет фермер. — Я хочу получать масло также из имбиря, куркумы, батата и тыквы.
В Астраханской области у Рамазанова есть для этого мини-производство. В Дагестане подобный цех планируется открыть в течение двух лет.
С ценой на масло из семян черного тмина Рамазанов пока не определился. На рынке за него просят от 1500 рублей за 100 мл. В народной медицине такое масло используют для поддержания иммунитета и при гормональных нарушениях.