Как на Южном Урале фермерским хозяйствам помогают выстроить бизнес
Что требуется начинающему аграрию для успеха? Образовательная и финансовая помощь. Этим занимается региональный Центр поддержки фермерства центра "Мой бизнес". Его миссия - выводить предпринимательство на устойчивую траекторию развития.
Гранты на деревне
Фермер из села Филимоново Чебаркульского района Екатерина Колчина - полевод в первом поколении. По образованию она учитель, заведовала детским садом. Родители к крестьянскому труду прямого отношения тоже не имели. Зато у мужа Александра отец долгое время выращивает картофель. По его стопам пошел старший сын, затем попробовал младший. Но рынок переменчив, как удача…
В общем, не пошел вначале овощной бизнес, однако Колчины не опустили руки, занялись зерновыми. Земельный клин был небольшим - 100 гектаров, но урожай давал. А несколько лет назад Екатерина с мужем узнали от главы поселения, что стартапы могут получить около трех миллионов рублей господдержки. Правда, для победы в отборе необходимо иметь помещения и технику.
Колчины доказали: будут хлеборобами и дальше. Сейчас у них 200 гектаров пашни, десятую часть клина занимают элитные сорта. Но нужен ангар, который позволит не просто сбывать пшеницу с колес, а хранить ее до тех пор, пока на зерновые не установится приемлемая цена.
Екатерина защищала свой бизнес-план за месяц до рождения дочки. Члены комиссии, удивившись такой самоотверженности, пошутили: вдвоем с ребенком пришли за деньгами. Но грант дали, а в каждой шутке, как известно…
Теперь у Колчиных уже трое деток, и, возможно, они станут следующим поколением земледельцев. Пока предприниматели вложили выделенные средства в ангар, прикупили козочек, хотят организовать кооператив, чтобы сплотить таких же небольших, как они, производителей: оптом дешевле закупать ГСМ, сообща проще реализовывать урожай. Екатерина узнавала: такая госпрограмма готовится, и она планирует стать ее участницей.
Подобно Колчиным со своими проектами роста в центр обращаются десятки предпринимателей - в основном наследники фермеров или те, кто преуспел в личном подсобном хозяйстве. Человеку с улицы сразу не зайти: надо иметь какое-то производственное имущество, стартовый капитал, что учитывается при отборе получателей грантов.
- Со стартапами приходят не только молодые. Например, животноводу из Чесмы Хурмату Жакупову, которому также выделили помощь, было 62 года. Главное не возраст, а желание, предпринимательская жилка, - делится наблюдениями руководитель Центра поддержки фермерства Елена Азарова.
- Пользоваться поддержкой обязательно нужно, но делать это с умом - поднимать личную планку развития, даже подгонять себя: только вперед! Словом, мечтать о большем, - рассуждает Екатерина Колчина.
Они с мужем так и делают. Строят пока, кажется, далекие, но реальные планы, как займутся организацией туров в село, поставят гостевые домики, где туристы смогут наслаждаться тишиной и покоем, отведав экологически чистой и полезной пищи, в том числе хлеб из пшеницы, выращенной на одной органике.
На коне не обскакать
В наглухо застегнутом кафтане, отороченной мехом шапке и остроносых сапогах бывший сварщик Руслан Нафиков выглядит очень колоритно. Так основатель этноцентра "Тамыр" (в переводе - корни) погружает гостей в атмосферу башкирского этноса. В хозяйстве Руслана им предлагают отведать блюда национальной кухни, пострелять из лука, прокатиться верхом на лошади, оценить убранство ханской юрты.
Пять лет назад Нафиков побывал в Башкирии на этнографическом празднике и загорелся идеей этнопарка. Первые деньги от государства получил, заключив социальный контракт. Купил на них маленькую юрту. Победил в отборе на грант губернатора, потом в конкурсе агростартапов. Обзавелся землей (сегодня ее более 700 гектаров) и табуном в 65 лошадей. А недавно вновь выиграл грант, на который собирается купить коптильное оборудование и сотрудничать с ресторанами, поставляя конину.

Кроме того, Руслан планирует обзавестись вездеходами, чтобы независимо от сезона возить туристов по угодьям и озерам, где водятся желтые караси. Нафиков ожидает роста посещений, поэтому думает и о небольшой жилой деревне, кемпинге.
Южный Урал входит в топ регионов, где аграрный туризм на подъеме, отмечает старший консультант Центра поддержки фермерства Ирина Асанова. Около трех десятков местных хозяйств сегодня вовлечено в движение. Среди них есть довольно раскрученные, такие как туркомплекс "Рыбное место", где организуют рыбалку на осетра, стерлядь, сазана, щуку, судака и другие породы рыб. Для новичков - мастер-классы, а в финале - уха на костре. Принимают туристов и ремесленная мастерская "Лавка кузюка", в которой производят сыры и мясные деликатесы, частная сыроварня "Иван-сыр", где чтут местные традиции: в Верхнеуральском районе до революции варили уральский пармезан, известный и в Российской империи, и в Европе. Предприниматель Иван Шиманов, как и его предшественники, выпускает около 30 сортов сыра, йогурт, термостатный ацидофилин, причем все это можно отведать.
Несколько лет назад сельхозпроизводителей приходилось уговаривать проводить экскурсии, а сейчас будто плотину прорвало - появилась масса желающих попробовать себя в новом качестве, констатирует Ирина Асанова. Для фермеров турбизнес становится маркетинговым ходом, формой реализации продукции и приоткрытой дверцей на тот самый рынок сбыта, который всему голова.
Уже существуют одно- и двухдневные поездки по нескольким локациям: в мини-путешествии "Алга аулга" ("Вперед в деревню") гостей знакомят с блюдами коренных жителей Кунашакского района, а в туре "От пима до кочана" принимающая сторона делится особым рецептом приготовления квашеной капусты. О гастрономии, традициях кочевых народов рассказывает маршрут "От Ивана до Ерлана" по Верхнеуральскому району.
И хотя у агротуризма еще есть проблемы: туговато с местами для ночевок, сувенирной продукцией, настоящими гидами, способными увлечь своим рассказом, - перспективы у отрасли светлые, считают кураторы сельских коммерсантов.
Взрослые растут в "песочнице"
Вообще-то миссия центра в том и заключается, чтобы взять предпринимателя за руку и провести через бюрократические и организационные коридоры, помочь сформировать бизнес-модель, предусмотреть ее эффективность, "прокачать" консультациями и прогнозами. Как в детской песочнице: играя, маленькие становятся опытнее, овладевают навыками для более значимого и серьезного дела. Помощь начинающим - это, по сути, та же песочница, позволяющая развить малые формы.
В следующем году в регионе ожидают появления новых инструментов поддержки, в том числе для участников СВО. Это программа "Агромотиватор", похожая на стартап, только сумма на руки больше - семь миллионов и условия отбора победителей мягче. Так бывшие воины быстрее вольются в мирную среду.
Для тех, кто расширяет бизнес, приобщив к нему родственников, есть ступень повыше - семейные фермы и хозяйства. Для более крупного бизнеса и гранты побольше - 30 миллионов рублей. Правда, фермеры должны инвестировать в проект 40 процентов от его стоимости.
Еще одно направление работы с сельскими предпринимателями - масштабирование их бизнеса, поиск новых рынков сбыта, рассказывает Елена Азарова. Здесь и сертификация сельхозпродукции, что сразу поднимает ее потребительскую ценность, помощь с упаковкой, этикетками, ведь товар вначале встречают "по одежке".
Расширяет горизонты фермерских возможностей участие в выставках и ярмарках, куда производителей привлекают, предоставляя помещения и оборудование для торговли. Тех, у кого хозяйство покрепче, кто может обеспечить стабильные поставки, зовут на массовые мероприятия в Оренбург, Уфу, а вершина всей маркетинговой активности - национальный конкурс "Вкусы России", на котором хозяйства не просто демонстрируют достижения, а представляют свой продукт широкой аудитории.
Примеров, когда эти инструменты успешно работают, немало. Выращивали, допустим, подопечные центра картофель, продавали его в мешках, но, пройдя обучающие курсы, решили делать из корнеплода драники, и хозяйки стали их охотно покупать. Другое предприятие придумало уральские макароны из овощей с добавлением зерновых. Сейчас они продаются на маркетплейсах, в крупной сети рыбных магазинов.
Праздник в поле
Южноуральские пахари продемонстрируют свое мастерство. Челябинские аграрии съедутся на День поля в поселок Тимирязевский, где покажут возможности современной сельхозтехники, в том числе агродронов, сортовые делянки перспективных сельхозкультур, новинки удобрений и средств защиты растений. Кроме того, на агровыставке пройдут конкурс пахарей, слет сельской молодежи, фермерская ярмарка, мастер-классы по выращиванию микрозелени и созданию флорариума.
Справка
За три года центр "Мой бизнес" поддержал 73 сельскохозяйственных стартапа - подготовили документы для участия в программе "Агростартап", 449 человек приняли участие в программе расширения рынков сбыта.