Производство продуктов из пантов, рогов и мяса северных оленей хотят поставить на поток
В России хотят наладить глубокую переработку продукции оленеводческих хозяйств: пантов, рогов, концентрированной крови, мяса и шкур. По словам участников круглого стола, прошедшего в среду, 16 июля, в Совете Федерации, страна сегодня сильно отстала в этой работе как от советских, так и от общемировых показателей, хотя продукция из северного оленя может пользоваться у потребителей на внутреннем рынке большим спросом. Подробности — в материале «Парламентской газеты».
Европа ушла, внутренний рынок остался
Как отметил в ходе круглого стола «Актуальные вопросы развития северного оленеводства» первый заместитель председателя Совета Федерации Владимир Якушев, оленеводческая отрасль в России сегодня сталкивается с целым рядом проблем. Одна из ключевых — недостаточная глубина переработки получаемой продукции. Так, по словам сенатора, на переработку идет лишь около 14% пантов, 16% рогов, 8% концентрированной крови и 33% шкур.
«Это экспертная оценка, так как серьезной статистики по этому вопросу мы не имеем, — подчеркнул Якушев. — Но даже ее достаточно, чтобы понимать, что у нас сейчас установились значительно меньшие объемы переработки в сравнении с советским периодом и международным опытом».
Добавили проблем и, как ни странно, санкции. Так, по словам сенатора, в последние годы фиксировался спрос на экспорт продукции из северного оленя — активные закупки вели страны Европы. Сейчас все это, понятное дело, прекратилось. Однако каналы сбыта все равно остаются: в частности, заметил Владимир Якушев, такая продукция могла бы стать востребованной на внутреннем рынке. Правда, и с этим есть целый ряд сложностей.
«Это и высокие транспортные издержки, поскольку оленеводство у нас развивается в основном в Арктической зоне, и пастбища находятся на больших расстояниях от рынков сбыта, — констатировал сенатор. — И деградация самих пастбищ, поскольку в арктических ландшафтах сейчас идут интенсивные процессы загрязнения и разрушения почвенного и растительного покровов, и в особенности ценного ягеля — основной кормовой базы северных оленей, которая крайне медленно восстанавливается».
Тем не менее, подчеркнул Владимир Якушев, продукция из оленя имеет все шансы стать успешной среди российских потребителей. Сенатор привел аналогию с козьим молоком: раньше, по его словам, все смотрели на этот странный продукт с недоверием и даже опаской, а сейчас трудно найти магазин, где он бы не продавался, да еще и зачастую в категории «премиум» и по довольно высокой цене.
Рентабельность падает, но надежда есть
Однако это пока только прогнозы. В реальности же сокращаются не только пастбища, но и стада, и объемы продукции. Так, по словам заместителя министра сельского хозяйства Максима Борового, в 2024 году поголовье, содержащееся у индивидуальных предпринимателей, снизилось на 11%. А в личных подсобных хозяйствах — на 1,5. Производство оленя на убой в организациях составило 8,3 тысячи тонн и сократилось в сравнении с 2023 годом на 1,2%, а у ИП — на 2,7. Все это, по словам Борового, привело к тому, что сегодня неуклонно падает и общая рентабельность этого вида деятельности — за 2024 год она снизилась почти на 60%.
Тем не менее примеры успешного выведения продукции из северного оленя на массовый (пусть пока и условно) потребительский уровень есть уже сейчас. Так, например, отметил Владимир Якушев, в Ямало-Ненецком автономном округе производителям начали выдавать сертификаты «органик», подтверждающие, что их товар не содержит никаких вредных примесей и синтетических компонентов.
«Это очень хороший и правильный шаг, — подчеркнул Якушев. — Особенно с учетом того, что потребитель у нас сегодня стал избалованным — в хорошем смысле слова — и органическому соответствию продукции уделяет большое внимание».
Также было отмечено, что в арктических регионах действует большое количество мер поддержки, которыми местные жители не пользуются: это, например, так называемые агростартапы, льготное кредитование, семейные фермы и так далее. Однако это, заключили участники обсуждения, говорит лишь о том, что упомянутые меры либо малополезны, либо их сложно получить — а значит, они нуждаются в дополнительном анализе и совершенствовании.
По итогам круглого стола его участники договорились сформировать из поступивших идей, мнений и предложений единый документ и взять его за основу для дальнейшей работы.