Китай инвестировал рекордные $124 млрд за первое полугодие 2025 года в рамках инициативы «Один пояс — один путь»
Китай инвестировал рекордные $124 млрд за первое полугодие 2025 года в рамках инициативы «Один пояс — один путь»
Бывшие республики СССР в Центральной Азии получили от Китая $25 млрд инвестиций, из которых $23 млрд пришлось на Казахстан
В первом полугодии 2025 года китайские компании подписали 176 контрактов в странах-участниках инициативы «Один пояс, один путь» (Belt and Road Initiative — BRI) на общую сумму $124 млрд. Это превысило объёмы за весь 2024 год и стало рекордом с момента запуска программы в 2013 году.
Программа BRI охватывает более 150 стран по всему миру. Среди них — Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Пакистан, Индия, Индонезия, Лаос, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Саудовская Аравия, Египет, Эфиопия, Кения, Нигерия, Сербия, Венгрия, Россия, Беларусь, Венесуэла, Аргентина и другие.
Цель инициативы — развитие международной инфраструктуры: транспортных коридоров, портов, промышленных зон, энергетических и логистических объектов, обеспечивающих связность между Китаем и другими регионами.
По оценкам аналитиков, общий объём вложений по инициативе уже достиг $1,3 трлн, включая как строительство, так и инвестиции в действующие предприятия, инфраструктуру и сырьевые активы.
Ключевые направления вложений в 2025 году:– Энергетика — $44 млрд, из них $20 млрд направлено на строительство перерабатывающих мощностей в Нигерии– Металлургия и добыча полезных ископаемых — около $25 млрд– Проекты в сфере возобновляемой энергетики и утилизации отходов — почти $10 млрд– Африка — крупнейший регион по объёму контрактов ($39 млрд)– Центральная Азия (бывшие советские республики Средней Азии) — $25 млрд, причём $23 млрд из них пришлись на один только Казахстан– Юго-Восточная Азия — $11,3 млрд
Если раньше Китай активно предоставлял другим странам государственные кредиты на инфраструктуру, то теперь делает ставку на прямые вложения. Китайские компании сами строят и управляют объектами, становясь их владельцами. Это снижает долговую нагрузку на принимающие страны и укрепляет китайское присутствие в ключевых регионах.
Рост активности Китая связан с диверсификацией логистических маршрутов — на фоне торговых ограничений со стороны США и ЕС.
Что это значит для России:– Конкуренция за транзит в Евразии усиливается, особенно через Казахстан– Китай инвестирует в инфраструктуру, частично дублирующую российские маршруты– Возникают риски перераспределения грузопотоков в обход России– Но также открываются новые возможности для кооперации в мультимодальных перевозках и сопряжении проектов BRI с инфраструктурой ЕАЭС
На фоне глобальных экономических изменений интерес Китая и стран Глобального Юга к BRI продолжает расти. Это значит, что логистика будущего всё больше будет зависеть от маршрутов, контролируемых или построенных при участии Китая.
#Китай #ВЭД #Транспорт #ОдинПоясОдинПуть #BRI #Инвестиции #ЦепиПоставок #Грузоперевозки #ЦентральнаяАзия #Африка #ЮгоВосточнаяАзия