Новая реальность российских АЗС: интервью с экономистом о топливном кризисе и росте цен

Василий, какие регионы больше всего подвержены риску топливного кризиса? Аграрные, дальневосточные, приграничные? Почему? — Постоянно поступают разные сообщения из разных регионов, поэтому сложно составить какую-то картину. Но я вижу, что в центральном регионе, в столице проблемы с топливом нет: топливо имеется, очередей и волнений из-за возможного дефицита тоже нет. Да, цены повысились. Но это сейчас происходит по всей стране. Вполне возможно, мы уже сейчас наблюдаем постепенно снижение дефицита, но с сохранением высоких цен – они останутся повышенными, и тому имеется немало причин. Это и повышение тарифов в экономике в целом, и ожидания от повышения налогов, и удары БПЛА по нефтегазовым предприятиям, и в тоже время их текущий ремонт. В результате всех этих факторов стоимость бензина выросла на бирже, и, как следствие, местами возник дефицит. Я бы не сказал, что этот дефицит устойчивый – эта проблема будет решена, а вот проблема с его высокой ценой останется. По вашей оценке, работают ли механизмы с ограничением экспорта бензина? Насколько такое ограничение (уже до конца года) ударит по бюджету? — Запрет на экспорт бензина не дал нужного эффекта потому, что слишком много нефтеперерабатывающих предприятий одновременно оказались на ремонте. В августе, в пик спроса. Поэтому мы получили пик цены и дефицит: рост спроса столкнулся с пониженным предложением. Раньше такие меры правительства влияли на рынок бензина, а теперь это не удалось. Правительство должно вмешаться в производственные процессы и решить, когда можно устраивать плановые ремонты НПЗ, а когда – нельзя. Так бы удалось избежать дефицита на пиковом спросе. По всей видимости, решили, что ничего сделать нельзя и можно только поднять цены. Накладывают свой отпечаток на ситуацию и проблемы с экспортом нефти, и невысокая инфраструктура переработки сырья в собственный бензин. Стране обходим собственный независимый кластер нефтепереработки, полностью контролируемый правительством. Как в Индии, где 60% топлива производится на государственных НПЗ. Может ли Россия компенсировать недостаток топлива импортом? У кого? — Импорт топлива в достаточных объемах возможен из Китая, где нефтеперерабатывающий сектор развивался в последние годы на нашей нефти. Но в целом надо решать вопросы с собственной нефтепереработкой. Мы видим, что цены на заправках растут. Возможно ли их снижение после стабилизации ситуации с топливом? Как считаете, пойдут ли на это компании, или сохранят цены для компенсации потерянного заработка? — Небольшое снижение цен после стабилизации ситуации на рынке будет. Где-нибудь в октябре-ноябре. Но цены останутся на более высоком уровне, чем были до наступления этого бензинового кризиса, по целому ряду причин. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1

Новая реальность российских АЗС: интервью с экономистом о топливном кризисе и росте цен
© РИА "ФедералПресс"