— Валерий Игоревич, в этом году шельфовому проекту "Сахалин-1" исполнилось 30 лет. Что изменилось в отрасли и в регионе за это время?
— Запуск шельфовых проектов стал поворотной точкой в развитии Сахалинской области. Мы не только достигли значимого уровня в добыче углеводородов, но и создали мощную инфраструктуру, которая может обеспечить энергетическую стабильность всего Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сегодня у нас ежегодно добывается порядка 12 млн т нефти, 30 млрд куб. газа, производится свыше 10 млн т СПГ. И уход отдельных иностранных компаний и санкционное давление не оказали существенного негативного влияния на работу нашего нефтегазового комплекса. План предприятия по-прежнему выполняют. Сахалин стал за эти годы одним из ключевых нефтегазовых центров России, плюс мы продаем сегодня продукцию в Японию, Китай, Индию и другие страны.
— Сохраняются планы по запуску проекта "Сахалин-3"?
— Да, планируется развитие Южно-Киринского месторождения в рамках проекта. Этот газ предполагается экспортировать в Китай, а также использовать для нужд Дальнего Востока. Часть газового конденсата "Газпром" намерен направить на глубокую переработку. Сейчас завершается разработка обоснования инвестиций строительства завода по производству топлива из газового конденсата. Речь идет о производстве авиационного керосина, дизельного топлива и нафты. Нафту планируем поставлять на экспорт в Китай, Индию и отдельные страны Юго-Восточной Азии, например в Индонезию и Малайзию. А уже на следующем этапе рассчитываем развивать газохимию.
— Есть ли сейчас у России технологии, позволяющие полностью заменить технологии Exxon и Shell в нефтегазовых проектах Сахалина, в том числе в области СПГ?
— Есть, и будут появляться новые. Пример тому — запуск Нефтегазового индустриального парка. За год его работы в нем зарегистрировалось 13 резидентов. Один из них два года назад запустил технологически сложный объект — дожимную компрессорную станцию в рамках проекта "Сахалин-2". Это говорит о том, что российские предприятия способны заменить иностранные компании.
В следующем году будем вводить вторую очередь индустриального парка, и соответственно, будут запускаться новые предприятия.
— На какой уровень вышла Сахалинская область по газификации?
— Мы достигли 65%. Вместе с "Газпромом" газифицируем жилые дома, котельные, объекты жилищно-коммунального хозяйства, предприятия, домовладения. На Газовом форуме в Петербурге запускаем еще один важный объект — газораспределительную станцию "Леонидово". Газ придет в центральные районы Сахалина с охватом свыше 20 тыс. человек. Газ дойдет и до курильского острова Шикотан — там готовим к вводу первый энергетический центр с тремя газодизельными установками, которые будут работать на малотоннажном СПГ.
Помимо этого, вместе с "Газпромом" мы реализуем программу по переводу транспорта на газомоторное топливо. Компания создает всю необходимую инфраструктуру — стационарные и передвижные газозаправочные станции. Мы со своей стороны закупаем технику, общественный транспорт, стимулируем население и бизнес переходить на экологически чистый вид топлива. Почти 80% общественного транспорта использует газомоторное топливо. В 2028 году будет близко к 100%.
— Как это сказалось на экологической ситуации в области?
— В этом году мы единственные в России пришли к углеродной нейтральности. И основной вклад в достижение нулевого баланса между выбросами и поглощением внес "Газпром". Мы зафиксировали, что загрязнение атмосферы снизилось почти в три раза. Южно-Сахалинск по чистоте воздуха стал городом-курортом.
— Что касается образовательной составляющей нефтегазовой отрасли, будут ли открыты какие-то новые направления подготовки кадров?
— Совместно с "Газпромом" планируется создание опорного вуза компании на базе Сахалинского государственного университета. Для этого есть все основания. У "Газпрома" большие планы по развитию своих проектов на Сахалине, а для этого нужны специалисты. Мы договорились о создании уникальной магистратуры для шельфовых проектов с компанией "Сахалинская энергия" и Томским политехническим университетом. Кроме того, до начала следующего учебного года планируется создать базовую кафедру для газовой отрасли вместе с "Газпром добыча шельф". В университете будут готовить кадры в области проектирования и эксплуатации скважин и подводных добычных комплексов, а также проводить научно-исследовательские работы, направленные на повышение эффективности добычи на шельфе.
Мы ранее уже открыли исследовательский центр с двумя лабораториями для решения задач в нефтегазовой сфере и сформировали портфель научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. С компанией "Сахалинская энергия" сейчас еще создаем нефтегазовую химико-аналитическую лабораторию для проведения исследований мирового уровня.
— Уже больше года в регионах Дальнего Востока и в Москве говорят о наступающем дефиците энергомощности в ДФО. Какие шаги будут предприняты, чтобы закрыть нарастающую потребность?
— В 2025 году на Южно-Сахалинской ТЭЦ были введены в эксплуатацию две газовые машины по 25 мегаватт российского производства. Совместно с "Русгидро" планируем возведение второй очереди ГРЭС-2. В настоящее время идет разработка проектной документации. В следующем году она будет завершена.
— Когда завершится реконструкция порта Корсаков, какие работы будут проведены за этот период, какая новая инфраструктура появится? Сколько средств уже вложено в модернизацию, сколько еще планируется?
— Корсаковский порт — основа международного транспортно-логистического хаба. Там запланирован масштабный объем работ. Сейчас идет строительство Рыбного порта. Завершаем в следующем году. А в течение следующих трех лет проведем полную реконструкцию гидротехнических сооружений и дноуглубительные работы.