Цементники Сибири готовы к ее опережающему развитию

Сибирские цементники, несмотря на трудности, готовы содействовать опережающему развитию макрорегиона. Об этом - разговор с первым вице-президентом АО "ХК "Сибцем", членом Правления НО "СОЮЗЦЕМЕНТ" Геннадием Рассказовым.

Цементники Сибири готовы к ее опережающему развитию
© Российская Газета

Геннадий Константинович, экономика страны переживает не самые простые времена. Как это отражается на цементной отрасли?

Геннадий Рассказов: Из-за замедления темпов строительства в стране снижается потребление цемента. По данным аналитического агентства "СМ Про", оно сократилось за восемь месяцев текущего года на 10,1 процента к аналогичному показателю 2024-го и составило около 41 миллиона тонн. Спрос в Сибири (с учетом Бурятии и Забайкалья) за то же время упал на 11,9 процента - до 4,1 миллиона тонн. Новосибирская область потребила меньше на 152 тысячи тонн (минус 16 процентов), Кузбасс - на 60 тысяч тонн (минус 17 процентов). Перечислять можно долго.

Продажи холдинга, по нашим оценкам, сократятся с 5,5 миллиона тонн в 2024 году до 4,6 миллиона в нынешнем, а в 2026-м - еще процентов на десять. Но возможно и более глубокое падение. На фоне отмены программ льготной ипотеки, санкционных ограничений и высокой ключевой ставки Центробанка РФ уменьшается объем жилплощади, на которую получают разрешение строители многоквартирных домов. За январь-август в целом по стране он составил 14,5 миллиона "квадратов". Это минус 24,6 процента к 2024-му и минус 28,2 к 2023 году. Значит, завтра жилья возведут почти на 30 процентов меньше. А именно жилищное строительство потребляет примерно 70 процентов выпускаемого в Сибири цемента.

Удается ли в сложившихся обстоятельствах продолжать переоснащение производств?

Геннадий Рассказов: Мы продолжаем вкладывать средства в обеспечение эффективности предприятий, чтобы их сохранить и приумножить. Важным направлением этой деятельности считаем импортозамещение, поиск отечественных аналогов зарубежного оборудования, материалов, запасных частей. Один из успешных примеров - использование высокохромистой бронефутеровки для мельниц, заменившей продукцию из Испании и Индии. Мы обратились к российскому производителю с предложением изготовить материал, соответствующий нашим требованиям. И остались довольны результатом: бронефутеровка, которая прослужит в шесть-восемь раз дольше иностранных образцов, уже отлично себя зарекомендовала. С учетом полного срока эксплуатации и при пересчете на тонну цемента полученная экономия составит 35 процентов.

Всего в этом году на модернизацию предприятий направим 3,57 миллиарда рублей (с учетом стоимости объектов лизинга и НДС), на ремонты и техобслуживание оборудования - еще 7,85 миллиарда. Однако понимаем, что инвестиции при действующих сейчас ставках по кредитам окупятся не скоро: у продукции должны быть потребители, а средняя загрузка мощностей отрасли в последнее время не превышает 60 процентов. Для заводов холдинга в 2025 году она составит лишь 51 процент.

При этом в страну все активнее завозится цемент из-за рубежа. С начала 2025-го импортировано около 2,6 миллиона тонн стройматериала, что соответствует годовому объему производства пяти-шести отечественных заводов, которые зачастую являются градо- и бюджетообразующими предприятиями.

Насколько реальны перспективы создания государственной системы прогнозирования потребностей в стройматериалах?

Геннадий Рассказов: Механизма подготовки таких прогнозов на государственном уровне до сих пор не существует. Возможно, со временем эти задачи будут решаться с помощью электронно-информационной системы, создаваемой на базе Росстата. Но пока формируем планы по выпуску и реализации продукции своими силами - например, собираем и анализируем сведения об утвержденных инвестиционных проектах, оцениваем цементо- и бетоноемкость каждого из них. К слову, отмечу: в сегментах промышленного и инфраструктурного строительства тоже усиливаются негативные тенденции, в ряде случаев начало ранее анонсированных строек откладывается.

Тревожит и другое: в этом году на фоне падения почти на миллион тонн объемов выпуска и продаж цемента значительно увеличивается его себестоимость. И около 70 процентов в ее структуре занимают затраты, на которые мы повлиять не можем. Речь идет о сырьевых и транспортных расходах, затратах на электроэнергию и другие ресурсы. Кроме того, мы повышаем зарплаты персоналу, конкурируя на рынке труда.

Свой отпечаток накладывает и сезонный характер производства: в отдельных регионах Сибири зимой потребляют в 25 раз меньше цемента, чем летом. При этом издержки остаются стабильно высокими - скажем, мероприятия по ремонту и техобслуживанию оборудования нужно проводить и в отсутствие выручки. Структура холдинга позволяет нам перераспределять средства, но делать это вечно невозможно. Надеемся, к середине следующего года ситуация стабилизируется, будут выработаны решения, позволяющие обеспечить рост производства.

Поделитесь прогнозом развития цементной промышленности в Сибири.

Геннадий Рассказов: У Сибири огромный потенциал и множество точек роста, в их числе - планы по строительству крупных городов, окруженных, по примеру КНР, различными производствами. Речь идет о создании новых, комфортных центров жизни. Если соответствующие проекты будут реализованы, макрорегион получит мощнейший импульс для развития.

В целом мы рассчитываем на улучшение ситуации во втором полугодии 2026-го. Для оживления отечественной экономики нужны доступные длинные деньги, маленькая инфляция, низкие банковские ставки и прогнозная стабильность. При этом хочется надеяться, что застройщикам хватит мудрости, а органам власти - твердости в решениях, чтобы стоимость комфортного квадратного метра жилья для людей не была запредельной. Увеличение спроса на доступное и качественное жилье обеспечит рост строительного комплекса, который, как локомотив, потянет за собой еще три десятка отраслей.

Нельзя забывать: важнейшая движущая сила экономики государства - собственное производство. Мы должны уметь все делать сами, делать хорошо и отправлять на экспорт. Если увеличатся объемы производства продукции (любой, не только цемента), снизится ее себестоимость, перестанут взлетать тарифы, появятся новые рабочие места, наполнятся бюджеты. И тогда речь будет идти не о выживании промышленных предприятий, а об их форсированном развитии.