Производители кухонь и диванов возвращаются «в тень»
Запланированная на 2026 год налоговая реформа может существенно сократить в России легальное производство кухонь, шкафов, диванов и кроватей, а также увеличит «серый» сегмент мебельного рынка, предупреждают эксперты. Рост НДС на 2% на всех этапах производства приведет к тому, что в магазинах мебель с пометкой «Сделано в России» вырастет в цене на 10% и выше.

Как рассказали «МК» в Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), в структуре внутреннего рынка почти 99 % производителей приходится на предприятия малого и микробизнеса, которые выпускают около 40 % всей мебельной продукции в стране. «В реальности же многие из этих компаний малым бизнесом не являются: из-за отсутствия должного контроля со стороны государства предприятия производят продукции на десятки и сотни миллионов рублей, а отчитываются о доходах в разы меньших», — признал гендиректор ассоциации Тимур Иртуганов.
С его слов, борьба с засильем «теневого» бизнеса на российском мебельном рынке началась в 2019 году — тогда его доля «серого» сегмента в отдельных секторах, ка, например, в корпусной мебели, достигала 40%. В 2020–2024 годах активная финансовая поддержка промышленности со стороны государства способствовала «обелению» рынка — доля нелегальной продукции существенно сократилась, до 10–15%.
— Льготные кредиты, возможности для их реструктуризации, увеличение господдержки по линии Фонда развития промышленности сделали выгодной «прозрачную» деятельность, — отметил эксперт. — Примечательно, что мебельный рынок рос, в т.ч. благодаря выходу из тени. Сейчас же, когда маржинальность в отрасли падает, многие небольшие производители, уже имевшие опыт работы «в серую», с легкостью вернутся к таким схемам. В итоге новая налоговая реформа приведет к сокращению легального производства продукции и, как следствие, к снижению налоговых поступлений в бюджет.
По его прогнозу, после долгого периода сокращения доля «серого» производства вновь начнет расти и к концу 2026 года при сохранении текущих тенденций может достичь прежних величин.
«В самом уязвимом положении окажутся добросовестные производители, выполняющие все требования законодательства и обеспечивающие пополнение бюджета. В первую очередь это известные бренды: они находятся на виду, их деятельность максимально прозрачна. И именно их обычно проверяют контрольно-надзорные органы», — отметил Иртуганов.
Надзор за небольшими компаниями, которые преимущественно реализуют продукцию через маркетплейсы или безымянные онлайн-магазины, на порядок слабее. «Такая ситуация приводит не только к недополучению бюджетом налоговых поступлений, но и к дискредитации российской мебельной отрасли в глазах потребителей — ведь нелегальные производители, как правило, реализуют через неконтролируемые каналы продаж несертифицированную продукцию непонятного качества. Такая ситуация продолжается годами. И благодушие властей в этом вопросе вызывает недоумение», — добавил гендиректор АМДПР.
Понятное дело, что многие мебельщики вынуждены «химичить» не от хорошей жизни. Как пояснила «МК» частный эксперт по управлению мебельным ассортиментом Инна Романова, производители уходят в теневую экономику по трем основным причинам. Во-первых, высокие налоговые ставки, подорожание аренды в торговых центрах, рост ФОТа на фоне кадрового кризиса повышают затратную часть мебельщиков и заставляют многие мебельные предприятия скрывать доходы, чтобы снизить налоговую нагрузку. Во-вторых, сложные административные процедуры и коррупционные схемы вынуждают бизнес уходить в тень, чтобы избежать излишних расходов и давления чиновников. В-третьих, ограниченный доступ к банковским займам и слишком высокий процент по кредитам заставляет предприятия искать альтернативные способы финансирования, часто нелегальные.
По мнению Иртуганова, чтобы добиться в мебельной отрасли заявленных целей налоговой реформы 2026 года — макроэкономической стабильности и создания условий для дальнейшего роста производства, необходимо не только повышать налоги. «Нужна тщательно выверенная политика в области господдержки. Льготы и преференции должны быть адресными и продуманными. Время «бесплатной раздачи слонов всем желающим» прошло», — подчеркнул эксперт.
«Рост ставки НДС, безусловно, окажет прямое влияние и на мебельную индустрию. И мы будем вынуждены корректировать розничные цены в сторону повышения, что, конечно, не будет воспринято конечными потребителями с особой радостью», — сообщил «МК» генеральный директор интерьерной компании Mr.Doors Сергей Шихов. По его мнению, сильнее всего увеличение налоговой нагрузки ощутят мебельщики из сегментов «эконом» и «средний».
Еще одним негативным последствием грядущей налоговой реформы в долгосрочной перспективе может стать увеличение доли импортной продукции на российском рынке. «Рост НДС на 2% приведет к удорожанию всех этапов производства мебели — от закупки сырья и комплектующих до логистики. Итоговый рост цен на мебель окажется выше 2% и может достигнуть 10% и более. А импортная мебель получит конкурентное преимущество в цене, т.к. зарубежные поставщики уплачивают прежний НДС только один раз — при растаможивании продукции», — объясняет Иртуганов.
Напомним, что в апреле 2025 года АМДПР направила в Минпромторг официальное предложение о создании рабочей группы для обсуждения параметров возможных ввозных заградительных пошлин на отдельные виды мебели из «недружественных» стран. Инициатива, похоже, «зависла» в кабинетах нерасторопных чиновников.
В результате мебельные компании из европейских стран, которые активно вооружают нашего противника на СВО, постепенно вытесняют с российского рынка отечественных производителей. По прогнозам АМДПР, уже в ближайшие годы объем импорта может удвоиться и достичь доковидных показателей 42% от всего национального мебельного рынка.