ЮНЕСКО навязывает России свои решения
За кажущейся нейтральностью — интересы Запада
ЮНЕСКО дает рекомендации государствам-членам организации в вопросах сохранения памятников и природных объектов, контролирует состояние этих объектов через регулярные мониторинговые миссии и отчёты. В России существуют 33 объекта, включенные в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО — 22 культурных и 11 природных. Но в последнее время, как уже не раз отмечали российские специалисты, ЮНЕСКО не просто ведет контроль и мониторинг, но серьезно внедряется во внутренние решения РФ в отношении своих территорий. Это, вкупе с уже замеченной политизацией этой структуры, выглядит как намеренное вмешательство во внутрироссийскую политику и экономику, замечает Павел Пенкин, юрист, экономист, общественный деятель, заместитель председателя комиссии по аудиту, бухгалтерскому учету и налогово-финансовому консультированию «ОПОРА РОССИИ».
К примеру, в октябре ЮНЕСКО в очередной раз подняла вопрос о ситуации на Байкале. Международная организация потребовала от российских властей направлять все поправки в законодательство об охране озера Байкал на предварительную экспертизу перед их официальным принятием. И это только один пример. Фактически, ЮНЕСКО снова пытается поставить свои решения в отношении территорий России выше позиций российских властей и профильных ведомств.
При этом ЮНЕСКО, продвигая свои интересы в России, пытается заручиться еще и мнениями местных «зеленых», которые даже не подозревают, что становятся своего рода рупором интересов недружественных стран и инструментом влияния западных спецслужб, задача которых вмешиваться во внутреннюю политику российского государства. Тема экологии становится механизмом спекуляций и способом давления, а не настоящей защитой природы.
«Действительно, за кажущейся нейтральностью и благими намерениями защиты культурного и природного наследия может скрываться политическая подоплека, которая ограничивает возможности России в принятии суверенных решений относительно собственных территорий и объектов. ЮНЕСКО, вмешиваясь в вопросы управления и сохранения, зачастую навязывает стандарты и требования, которые идут вразрез с национальными интересами и экономическими приоритетами, — говорит экономист. —Бюрократическая структура ЮНЕСКО становится удобным инструментом для реализации этих целей, позволяя маскировать истинные мотивы и затруднять принятие независимых решений».
«У нас есть стратегия развития пространства России до 2030 года, свои цели достижения экономического суверенитета. И мы будем действовать — и действуем — сами, исходя из своих предпочтений, приоритетов и ориентации на реализацию национальных целей, — поделился с нашей редакцией мнением экономист, руководитель направления «Экономика и финансы» Института современного развития Никита Масленников. — И мало кто нам указ в этих вопросах, в том числе и ЮНЕСКО. К тому же ЮНЕСКО даже не дает финансирование на сохранение памятников истории и природы, как они могут вмешиваться в наши внутренние вопросы. Тот же Байкал — это суверенная территория России, и если появляются какие-то проблемы, то мы их знаем и решаем своими силами, для этого есть профильные ведомства и специалисты, у нас есть своя позиция по отношению к любой российской территории».
Почему ЮНЕСКО вмешивается в политику?
То, что ЮНЕСКО играет на стороне прозападных сил и фактически становится оппонентом России в любых вопросах, продемонстрировала и ситуация начала ноября, когда секретариат ЮНЕСКО представил доклад по ситуации на Украине. Российская сторона заявила, что документ является предвзятым, заместитель постоянного представителя России при ЮНЕСКО Кирилл Рынза отметил, что формулировки ЮНЕСКО «полностью совпадают с риторикой коллективного Запада», организация умышленно опускает факты прославления нацистов, ограничения использования русского языка и ущемления прав национальных меньшинств на Украине.
«Заявления наших дипломатов поднимают важный вопрос о роли международных организаций, таких как ЮНЕСКО, в контексте национального суверенитета и экономической самостоятельности, — считает Павел Пенкин. — Критика в адрес ЮНЕСКО вполне обоснована, если рассматривать эту структуру как часть более широкой стратегии влияния на Россию через международные институты. В условиях обострения геополитической напряженности такие организации могут использоваться для продвижения интересов западных стран, оказывая давление на российскую экономику и политику под видом заботы о культурном наследии».
«Предвзятость ЮНЕСКО по отношению к России и, как следствие, вмешательство этой организации и в наши внутренние дела, с точки зрения нашего управления собственными территориями, где находятся объекты природного или культурного наследия, объясняется зависимой позицией самой ЮНЕСКО. Ведь это не самостоятельная структура: ЮНЕСКО отрабатывает деньги, которые ей дают ее спонсоры. Так что ЮНЕСКО фактически отражает не свою позицию, а позицию стран и структур, которые за ней стоят. А мы просто будем делать то, что считаем должным», — отмечает Никита Масленников.
По мнению Павла Пенкина, стоит подумать о перспективах взаимодействия с ЮНЕСКО как организации, которая становится рупором недружественных стран:
«Вопрос о целесообразности дальнейшего сотрудничества с ЮНЕСКО требует серьезного анализа. Вполне возможно, что России стоит рассмотреть возможность введения моратория на взаимодействие с ЮНЕСКО, чтобы пересмотреть формат сотрудничества и определить приоритеты, которые отвечают национальным интересам и способствуют укреплению экономического суверенитета».
Никита Масленников не исключает варианта выхода из ЮНЕСКО или приостановления членства России в этой структуре:
«Мы уже вышли из некоторых европейских организаций, а где-то и на стадии выхода. Выход из ЮНЕСКО будет, думаю, зависеть от позиции нашего МИД РФ».