Директор Шарташского рынка — о конкуренции с супермаркетами и развитии рыночной торговли

Одному из самых старых торговых предприятий в Свердловской области — Шарташскому рынку исполняется 85 лет. Он был создан летом 1932 года на основании Постановления Совета рабоче-крестьянских и колхозных депутатов и сначала носил название Шарташский Совбазар. Перед войной рынок был переименован в Октябрьский, и только 20 лет назад к нему вернулось историческое имя — Шарташский. Сегодня он остаётся крупнейшим классическим рынком в регионе. О конкуренции с торговыми сетями и перспективах развития рыночной торговли «ОГ» поговорила с его директором Александром ПЬЯНКОВЫМ. — Александр Николаевич, что представляет собой рынок сейчас и кто ваши клиенты? — К нам приходят все: от бизнесменов до пенсионеров. Наши клиенты — это люди, для которых важно качество товара. Пожалуй, можно сравнить наш рынок с торговым центром — с тем исключением, что мы не торгуем сами. Мы предоставляем право торговать другим. Александр Пьянков: «Законодательно у рынков больше ограничений, чем у супермаркетов». Фото: Владимир Мартьянов — Насколько трудно получить торговое место на рынке, говорят, что к вам нельзя попасть? — Это миф, не имеющий ничего общего с реальностью. Мы открыты для сотрудничества и приглашаем всех сельхозпроизводителей для участия в торговле. У нас стандартные процедуры, прописанные в 271-м законе Российской Федерации: продавец должен иметь санитарную книжку, необходимо заключить договор на аренду торгового места, минимальная стоимость места в районе 300 рублей в день. На въезде в рынок висит рекламный стенд, где мы приглашаем производителей принять участие в торговле. Никаких ограничений нет — места для местных садоводов и фермеров мы найдём всегда. Но есть один нюанс — обязательно нужен продавец, сам фермер вряд ли сможет целый день находиться на рынке. Качественное парное мясо в Екатеринбурге можно купить только на рынке. Фото: Владимир Мартьянов — Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны торговых сетей? — Законодательно у нас больше ограничений, чем у супермаркета. Например, нельзя торговать винно-водочной продукцией. Закон считает, что рынок — место массового скопления граждан, поэтому торговля алкоголем запрещена. На рынке нельзя работать продавцом иностранному гражданину, в супермаркетах и магазинах разрешено. Иными словами, торговые сети сегодня поставлены в более выгодное положение, чем рынки. — Как вы относитесь к предложению Совета Федерации принять закон о запрете работы гипермаркетов в выходные дни? — Отрицательно. Я считаю, у людей должен быть выбор, куда идти. Хотя нам, безусловно, этот закон был бы выгоден. Овощи прямо с грядки. Перед покупкой продавец предложить продегустировать. Фото: Владимир Мартьянов — Как вы контролируете качество продаваемой на рынке продукции? — При рынке существует совершенно независимая от администрации рынка государственная Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, которая даёт разрешение на продажу продукции. Без бабушек никуда. На рынке выделяются места для пенсионеров. Фото: Владимир Мартьянов — Как вы оцениваете перспективы развития рынков в городе Екатеринбурге, что мешает развитию конкуренции, можно ли построить рынки в каждом районе города? — К сожалению, на пути строительства рынков стоит закон. В Екатеринбурге планировали создание фермерских рынков в каждом районе, но наши законодатели решили, что рынок должен быть исключительно капитальным сооружением. Это не даёт возможности реализовать программу. Построить капитальный рынок с нуля безумно дорого. Это долгоиграющий по окупаемости проект. Поэтому идея и не пошла. Первые дни работы Шарташского рынка. Лето 1932 года. Фото: Архив Шарташского рынка — Каким вам видится современный формат рынков? — Идеальный с точки зрения экономики формат рынка — это комплекс «Гранат», где на первом этаже находятся торговые ряды с фермерской продукцией, а второй этаж отдан супермаркетам и магазинам. Но вообще рынок должен быть традиционным, с торговлей в ярмарочном стиле, как наш. Традиции — это вообще большое дело. В отличие от супермаркета, рынок — это место для диалога. Здесь покупатель чаще коммуницирует с продавцом. Здесь всегда «помидоры самые вкусные», «мясо самое свежее», «черешня самая сладкая». Фото: Владимир Мартьянов Цифра: 5 тонн мяса ежедневно продаётся на Шарташском рынке Опубликовано в №130 от 20.07.2017

Директор Шарташского рынка — о конкуренции с супермаркетами и развитии рыночной торговли
© Областная газета