Ирина Могилатова: «Цены ниже уже не будут»

Рынок новостроек – один из самых непредсказуемых. Особенно в кризис, когда покупатели заняли выжидательную позицию, а девелоперы пытаются «догнать» упущенную выгоду. Какая роль в этом процессе отводится риэлторам? О нюансах работы брокеров на первичном рынке в высоком сегменте рассказывает Ирина Могилатова, генеральный директор агентства TWEED – Ирина, насколько охотно сегодня девелоперы работают с риэлторами? – Кризис подстегнул застройщиков теснее работать с риэлторами. На вялом рынке одного качественного продукта недостаточно, поэтому девелоперы повернулись лицом к риэлторским компаниям, признав их профессионализм и умение работать в условиях жесткой конкуренции. – В чем преимущества работы застройщика с риэлторами? – Работая с агентствами недвижимости, девелоперы покупают лояльность рынка. Когда объект продается самостоятельно, информация по нему в широком доступе отсутствует. А ведь у многих покупателей есть свои риэлторы, с которыми они консультируются. Это означает, что, обратившись за советом по закрытому объекту, покупатель в лучшем случае ответ не получит, в худшем – услышит негатив. – Расскажите о схемах работы девелоперов с риэлторами. – Существуют три стандартные схемы реализации квартир в новостройке. Первая – когда девелопер продает жилье сам и не работает с риэлторскими компаниями. На рынке премиального жилья таких примеров немного. Более распространенная и эффективная схема, когда девелопер организует собственный отдел продаж, но при этом около 25% от всего объема реализации отдает риэлторам. Третья – коэксклюзив, когда реализацией занимается избранный пул уполномоченных агентств. – А почему к риэлторам выгоднее обращаться покупателям? Наверняка приходится переплачивать? – Это заблуждение. Через риэлторов купить можно даже дешевле чем у застройщика, потому что у них есть понимание размера максимальной скидки. Только у риэлторов есть полная и достоверная информация о горящих вариантах на рынке. Существуют списки людей, которые ждут такие объекты и в первую очередь их получат. Эта информация распространяется среди агентств, и если вы не задействовали риэлтора, то никогда не успеете. – При каких условиях особенно выгодно покупать новостройку? – Выгодно покупать на закрытых продажах, рекламы этих объектов нет, а цены и условия самые привлекательные. – Кстати, о дисконте. Какой он сейчас на премиальном рынке? – На элитном рынке средние скидки в настоящий момент составляют 2-7%, а в период акций дисконт достигает 9-12%. Скидок больше 12% я не видела, за исключением единичных проектов. – Насколько акции эффективны? – По нашей статистике, на рынке премиальных новостроек Москвы до 40% продаж приходится на период акций. Акции предназначены не только для притягивания клиентов в настоящий момент, но и для оживления тех, которые находятся в состоянии задумчивости. Акция длится какое-то время и надо успеть. Естественно, люди стараются этим воспользоваться. Это один из рычагов воздействия на клиентов для ускорения принятия решения о покупке. – Ваш совет покупателям новостроек. На что в первую очередь нужно обратить внимание при выборе? – Если вы решили купить новую квартиру, не торопитесь. Сейчас много интересных предложений, их так много, что у меня есть ощущение, что они растут как грибы после дождя. Но, как это обычно бывает, не все предложения хороши. При этом на каждом объекте работает служба продаж, которая, как вы понимаете, свое продает и хвалит. Составьте себе реестр всего, что есть, с ценами, планировками, проведите анализ. К этому надо подходить системно. Дальше перед вами встает вопрос: сделать ли эту работу самому или довериться риэлтору. – Снижается ли спрос на риэлторские услуги со стороны покупателей? – Да, мы это фиксируем. К тому же, бывает, что недвижимость находят для покупателей агентства, но клиенты все равно уходят в самостоятельное плавание, экономя на комиссии. – Если покупатель ищет жилье без риэлтора, чем это может обернуться? – Приведу в пример хорошо всем знакомые крупные поисковики недвижимости на интернет-площадках, где никто ни за что не отвечает, что вводит потребителей в заблуждение. Во многих объявлениях информация непроверенная, кто за ней стоит непонятно. Заплатил «три рубля» и опубликовал. А юридически неподготовленный покупатель нашел квартиру без риэлтора, отдал деньги и остался без жилья. К сожалению, такие истории случают сплошь и рядом. – И последний вопрос. Стоит ли ожидать падения цен столичные новостройки? – Цены ниже уже не будут, не ждите. Падать им уже больше некуда, себестоимость строительства никто не отменял.