Экономические реформы в Казахстане: на что делает ставку Астана

Елена Кузьмина для Sputnik Взлеты и падения экономики Казахстана В 2000-2007 годах темпы экономического роста Казахстана были одними из самых высоких в мире — более 10%. Затем рост был прерван перманентным мировым и региональным кризисами. Индекс физического объема ВВП при определенных колебаниях рос и достиг в 2016 году своего максимума в 219,5% по сравнению с 1991 годом (133,1 миллиарда долларов в текущих ценах). Соответственно рос и ВВП на душу населения, увеличившись в 2016 году в семь раз по сравнению с показателем 2000 года (7510 долларов). Для сравнения: ВВП на душу населения в России за тот же год — 8748 долларов. Изменилась за период независимости и структура ВВП. В основном за счет сокращения сельского хозяйства — с 26,7 до 24,8%, роста доли сферы услуг — с 28,7 до 61,8%. Доля промышленности, достигнув в 2000 году 40,1%, до 2010-го имела стабильные показатели. Но с 2011 года начинается ее значительное сокращение, и в наиболее сложном 2015-м она составляла лишь 32,5%, в 2016 происходит небольшой рост до 33,5%. Это связано со структурой казахстанской промышленности, где преобладает добывающая промышленность (углеводороды и металлы), которая наиболее подвержена мировой конъюнктуре. Обрабатывающие отрасли промышленности по объему производства хоть и выросли более чем в два раза с 2000 по 2015 год, но не достигли уровня 1991 года: 42,7 и 88,8% соответственно. Транзит — главная надежда Для преодоления существующих проблем в экономике Казахстан делает акцент на несколько направлений. Используя свое транзитное положение, интенсивно развивает транспортную инфраструктуру, обеспечивающую межрегиональные и международные экономические связи, а также сокращает долю транспортной составляющей в производственных издержках. Для этого работает ряд государственных программ. В рамках "Нового Шелкового пути" (2012) запущен пилотный контейнерный поезд по маршруту Ухань (КНР) — Падубице (Чехия). Государственная программа по развитию транспортной инфраструктуры до 2020 года (2013) предусматривает внедрение национальных стандартов качества услуг пассажирских перевозок, авто- и железнодорожных вокзалов, аэродромов. Уже построены автомагистрали Астана — Караганда — Алматы, Астана — Павлодар — Усть-Каменогорск, Алматы — Капчагай — Усть-Каменогорск. Реконструируются шесть международных коридоров. Предусматривается строительство новых железнодорожных линий протяженностью 2300 километров, а также электрификация существующих железнодорожных участков (1400 километров). Одной из задач программы является увеличение транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в два раза, а к 2050 году — в десять раз. Программа Новой экономической политики "Нұрлы жол" (2014) акцентирована на авто- и железнодорожные проекты, создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны с увеличением терминальных мощностей в "сухих" и морских портах Китая, Ирана, России и стран ЕС. Общая сумма инвестиций составит почти 32,5 миллиарда долларов, из них доля государства лишь 4,8 миллиарда долларов. По индексу эффективности логистики Казахстан лидирует среди стран СНГ, заняв в 2016 году 77-е место в мировом рейтинге среди 160 стран. Как взбодрить промышленность Государство стремится к более быстрому и эффективному развитию промышленного производства. У руководства страны серьезную обеспокоенность вызывали слабая межотраслевая и межрегиональная интеграция, старение основных фондов (кроме нефтегазовой и горно-металлургической отраслей), низкая инновационность экономики. Для преодоления этих диспропорций с начала нулевых годов были приняты и работали ряд программ развития: "Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 года", программа "30 корпоративных лидеров", включающая в себя поддержку инвестиционных проектов и производств в несырьевых секторах экономики, программы технологического развития республики и развития науки, Концепция индустриально-инновационного развития с перспективой до 2030 года и развития финансового сектора в посткризисный период. Проведена налоговая реформа для возможностей модернизации и диверсификации экономики, а также выхода бизнеса из тени. Новый Налоговый кодекс позволил снизить общую нагрузку для несырьевых секторов экономики. С 2010 года действует государственная Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР), в которой к приоритетным отраслям развития отнесены: черная и цветная металлургия, нефтепереработка, нефтегазохимия, агрохимия, производство продуктов питания, химикатов для промышленности, автотранспортных средств и их двигателей, электрооборудование, сельскохозяйственной и железнодорожной техники, производство машин и оборудования для горнодобывающей, нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности, строительных материалов, а также отрасли мобильных и мультимедийных, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска и открытия энергии будущего. Стратегия "Казахстан-2050" (2012) предполагает новую экономическую политику в сфере макроэкономической, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, индустриализации и развития инфраструктуры, недропользования, управления государственными активами. В программе "100 шагов" (2015), рассчитанной на десять лет, предполагается модернизация государственного аппарата для сокращения его коррупции и создания транспарентного подотчетного государства. Другой блок предполагает реформу законодательства для усиления подотчетности судей и формирование Международного арбитражного центра в Астане. В области индустриализации и экономического роста предполагаются создание современной инфраструктуры — транспортной, энергетической и финансовой, развитие агропромышленного комплекса, инновационных производств и совершенствование системы образования. Объявленный президентом Казахстана в начале 2017 года курс "Модернизация 3.0.", предполагает курс на дальнейшую широкомасштабную технологическую модернизацию экономики с развитием экспортных производств. При этом также будет активизирована работа над улучшением бизнес-среды. Из центра или на местах? Программы развития четко прописывают и направление на создание баланса между централизацией и либерализацией условий экономического развития. Это особо хорошо видно на либерализации экономического блока законодательства и соответственно изменении международных рейтингов Казахстана в ведении бизнеса. С 2000 года РК стала постепенно, хоть и медленно повышать свои рейтинги. В списке глобальной конкурентоспособности за 2016 год страна занимает 42-е место среди 140 стран. В 2016 году, по оценке Фонда Нeritage, индекс экономической свободы вырос по причине совершенствования фискальной, денежно-кредитной и инвестиционной свобод. Он составил 69 баллов из 100, что поставило казахстанскую экономику на 42-е место среди 178 стран. С точки зрения рейтинга, переход к рыночной экономике был ровным, но необходимы дальнейшие реформы: улучшение инвестиционного и торгового режимов, сокращение подчиненности судебной система исполнительной власти. При этом упрощены процедуры передачи объектов недвижимости и ее регистрации. Финансовая система стабильна, но правительство субсидирует сельское хозяйство и вводит регулирование цен на топливо. Нетарифные барьеры препятствуют импорту сельскохозяйственной продукции: государственные закупки помогают отечественным производителям. При этом по индексу восприятия коррупции страна находится на 131-м месте из 177 стран, поднявшись в рейтинге только за 2016 год сразу на девять позиций. Таким образом, создание полномасштабной транзитной системы создает возможности диверсификации национальной экономики и ее встраивания в мировую экономическую систему. Меры по индустриализации должны способствовать укреплению экспортного потенциала страны и дальнейшей стабилизации экономики. В сочетании с вхождением в Евразийский союз и ВТО это может принести стране ощутимые экономические выгоды.

Экономические реформы в Казахстане: на что делает ставку Астана
© Sputnik Казахстан